Реализм или игровые условности: выбери одно

Поделиться в соцсетях

Прошёл на днях ремейк первой Mafia, и вот что хочу сказать. Про игры вообще, и про игры Вавры в частности (да, я знаю, что именно к ремейку Вавра не имеет никакого отношения, однако во многом, о чём дальше пойдёт речь, ремейк опирается именно на его игру).

У меня есть претензия к играм, которые «типа в реализм», но не являются симуляторами. Как в том же Kingdom Come: Deliverance (игра Вавры) – у нас тут надо мыться, одежда пачкается, нет никакой магии, в шлеме нифига не видно, сохранение игры максимально усложнено, но зато лошадь мгновенно телепортируется прямо за спину по первому свистку. 

Сразу вспоминается анекдот про крестик и трусы. Потому что если “ну это игровые условности” – тогда не надо выёживаться про реализм. А если реализм, то не надо лошадей за спину телепортировать.

Вот та же Mafia. Попал в засаду полицейских, пытаешься удрать, садишься в машину – и машина так меееедленно разгоняется. Ну потому что — ты чо! — у нас тут реализм! Пока заведёшь, пока разгонится… Ну да, а ничего, что в меня в это время попало с десяток пуль? Но при этом я всё равно такой взял и уехал – и всё, никакого реализма.

“Ты чооо! Это же игровые условности!”.

Ну да. А то, здоровье не восстанавливается? “Так это реализм!”

А то, что прямое попадание из любого оружия никак не влияет на мою подвижность и функции? “Так это игровые условности!”

Нельзя превышать скорость? “Так это ж реализм!”

Но в реальности за небольшое превышение скорости полицейские не начнут тебя преследовать, а вот если будешь вести себя “нервно” на дороге – более вероятно, что начнут, чего в игре как раз нет. “Так это ж игровые условности!”

Если перезаряжаешься при неполностью использованном магазине, оставшиеся в нём патроны просто теряются. “Так это ж реализм!”

Но ты подбираешь магазины просто встав на брошенное на землю оружие! “Так это ж игровые условности!”

На самом деле, идеи Вавры мне очень напоминают мальчика Кирилла, который “джва года ждёт такую игру” (кто ещё не знает эту копипасту наизусть, можете погуглить “корованы”, “джва года ждал”, “деревянные домики набигают”). Вообще, “Давайте сделаем игру, где всё будет такое прям реалистичное” – это прям первая идея, которая приходит в голову буквально любому подростку, который вообще задумывается о создании игр. Так что, где-то даже удивительно, что у Вавры при этом получилась игра, которая весьма хороша с сюжетной стороны, да и в целом зашла целому поколению геймеров.

Тем не менее, вот это постоянное виляние между “так это ж реализм” и “так это ж игровые условности” лично мне не нравится. Что угодно можно оправдать игровыми условностями, но давайте условимся – если мы это оправдание применяем на каждом шагу, то ни о каком реализме говорить в отношении данной игры не будем. А то нечестно.

Поэтому я действительно люблю Uncharted. Ни одну часть Uncharted никто и никогда не пытался продавать под соусом “реализма”, это просто игра-аттракцион. С простым, но драйвовым сюжетом, отличной постановкой, разнообразным геймплеем, и без излишней претенциозности. 

Mafia тоже хороша, конечно. Но вот этот частичный, избирательный реализм там совершенно ни к чему. 

P.S. И да, безусловно даже в любом симуляторе есть игровые условности. Вопрос в том, насколько эти условности пересекаются с геймплеем и собственно реализмом. У Вавры они буквально идут бок о бок – и в этом проблема, как с той же лошадью.

Этот текст можно также почитать в моём Telegram-канале