Почему у консольного 4К-гейминга сейчас проблемы
Тестировал вчера PlayStation 4 Pro на относительно большом (65 дюймов) 4К-телевизоре и внезапно понял одну важную (для PlayStation) вещь. 30 FPS на 4К уже вообще не работают. Это уже совсем не анимация, а мешанина полигонов.
Смотрите, 30 FPS на Full-HD в не самых динамичных играх, при условии стабильности этих самых 30 FPS, вполне нормально воспринимаются. Да, хотелось бы 60, но в целом играть можно.
Попробую объяснить доходчиво. Допустим, у нас есть вертикальная прямая, которая движется вправо со скоростью 1 пиксель в 1/30 секунды. Т.е. за 1 секунду она проходит 30 пикселей и каждый кадр смещается на 1 пиксель. Это в Full-HD.
Что происходит в 4К? Разрешение 4К больше чем Full-HD в 4 раза (в 2 раза по каждой оси). Соответственно, наша вертикальная прямая либо будет толщиной 2 пикселя — и тогда ничего не изменится, либо, чтобы увеличить разрешение нашей «типа игры» — 1 пиксель, то есть, в 2 раза тоньше прямой в Full-HD, но пройти этой вертикальной прямой надо будет уже расстояние в 60 пикселей. И каждый кадр при 30 FPS она будет смещаться не на один, соседний пиксель, а через один. И выглядеть это будет уже менее плавно, хотя в данном примере и не так заметно.
Конечно, в реальности, во всяких динамических сценах, и особенно, при вращении камеры в 3D играх, даже в Full-HD объекты нередко смещаются далеко не на 1 пиксель за кадр, а гораздо больше — поэтому, кстати, и придумали тот самый Motion Blur или «размытие движения». Картинка просто размывается в направлении видимого движения объектов и получается типа как в кино — без резких перескоков на несколько пикселей вперёд. Суть в том, что в 4К из-за повышения разрешения при том же фреймрейте плавности меньше. И если в 60 FPS это всё ещё незаметно и можно играть, то в 30 FPS — уже слишком заметно.
Учитывая, что на той же PS4/PS4 Pro эксклюзив в 60 FPS днём с огнём не сыщешь (а количество не-эксклюзивов, получивших патч до 4К или хотя бы до 2,7К стремится к нулю), получается весьма печальная картинка.
В общем, поиграл я в Horizon Zero Dawn, Uncharted 4, Ratchet&Clank в 4К на большом телевизоре… и ну его нафиг — эти консоли с 4К. Возможно, мощности Project Scorpio от Microsoft уже будет хватать для 4К (причём, честного, а не 2,7К, как у PS4 Pro с «шахматным» рендерингом) с адекватным фреймрейтом. На это можно надеяться и учитывая немалое (по сравнению с PS4) количество эксклюзивов для Xbox One с высоким фреймрейтом (60 FPS).
Так что, в сухом остатке, нормального консольного 4К-гейминга до сих пор нет. Да и нужен ли он сейчас?