Крафт: правильно и неправильно
Запустил тут обновление No Man’s Sky – типа теперь с настоящим мультиплеером, многочисленными фиксами и т.п. Игра выглядит действительно свежее, однако с ходу вижу несколько проблем. О них потом, сегодня же хочется поговорить о главной проблеме – о крафте.
Знаете, можно сколько угодно ругать Minecraft, мол, школота в него играет и всё такое, однако это игра с самым правильным крафтом из всех, что я видел. Что значит правильный крафт? Это значит, что он логичный и интуитивно понятный.
К примеру. Что нужно, чтобы сделать каменную лопату? Очевидно, камень и деревянная палка. Опустим тонкости, как одно к другому крепится и как из куска камня получается нужная нам форма, это те самые игровые условности, которые можно простить, однако в целом всё логично и понятно. В стандартной матрице крафта 3х3 (на верстаке) лопата делается так:
А если нам нужна не каменная, а деревянная лопата? Ну тут же всё просто! Заменяем каменный блок на деревянный.
Окей, матрица 3х3. Мы разобрались, как делать лопату: два блока деревянных палок по вертикали, а сверху – один блок нужного материала (дерево, камень, железо, золото, алмаз – много вариантов). Теперь что если сделаем два блока материала вместо одного, а палка будет только одна? На что похоже?
Ну, конечно же, это меч!
Попробуете угадать следующие рецепты – что они означают?
Уверен, вы справились. Если нет – ответы в конце статьи.
А ещё в Minecraft есть печка, в ней можно что-то сжечь. Простой интерфейс говорит нам, что для этого, помимо сжигаемого материала, нужно ещё и горючее. Что-то, что может гореть. Например? Ну дерево! Или уголь. И, разумеется, уголь эффективнее.
А знаете, что ещё? Там можно сжечь дерево с помощью дерева и получить древесный уголь! Который будет эффективнее чем просто дерево – это на случай, если вы не нашли уголь.
Ну теперь вы, наверное, понимаете, что нужно делать, чтобы очистить железную руду? Конечно же сжечь её в печке!
Да, вы можете сказать – Денис, ты давно играешь в Minecraft, разумеется ты знаешь все эти очевидно базовые рецепты крафта. Знаю, да они и не нужны уже (ибо новый интерфейс, где ты просто выбираешь, что будешь крафтить), но честное слово, когда я начинал, то легко угадывал большинство, по крайней мере, базовых рецептов сам. Потому что они совершенно логичны и интуитивно понятны. Я сам, к примеру, догадался сжечь песок в печке чтобы получить стекло.
А что мы видим во многих других играх? Вот, например, Astroneer. Базовые ресурсы – смола и некое “соединение”. Что-то крафтится из смолы, что-то из соединения, что-то из алюминия, другое – из меди. Логики в этом никакой нет. Просто типа “смола” и “соединение” — ресурс частый, а алюминий или медь — попробуй найди. Найдёшь кристаллы, которые надо переплавить в печке, для создание которой нужно “соединение”. В этом смыcле крафт, конечно, решает вопрос постепенного увеличения челленджа, но в целом он мало отличается от обычной покупки — ты просто покупаешь более дорогие вещи за более дорогие ресурсы. Это не крафт, это покупка, просто деньги нескольких видов.
Но в No Man’s Sky всё ещё хуже. Там ты просто крафтишь случайные вещи из других случайных вещей. Угадать заранее, что для чего пригодится, практически невозможно. Более того – обновление игры изменило систему крафта, сделав её… более понятной, думаете вы? Нет! Более непонятной? Тоже нет! Систему крафта изменили просто чтобы её изменить. Без какой-то цели или системы.
Или вот смотрите. Чтобы теперь сделать взлётное топливо для звездолёта, нужны листы железа и дигидроген (не спрашивайте). Из одного куска железа и одной единицы геля получается одна “банка” топлива, которой хватит на один взлёт. Но имея эту банку можно с экономией ресурсов расширить запасы топлива. Знаете, как? Добавив ещё один кусок железа! То есть, увеличив ёмкость банки, не увеличив её содержимое, вы получите возможность взлетать больше раз. Супер! (нет).
Крафт в NMS попросту не работает. Он там не нужен – лишнее звено, которое прикрутили “чтобы было”. В Astroneer крафт плохой, но он хотя бы работает на геймплей, это его (геймплея) ядро. В NMS – нет. Игра начинается с того, что тебе надо починить корабль (и для этого требует много фармить и крафтить) и мультитул, но в следующий раз ты будешь это делать когда найдёшь новый корабль или новый мультитул. Разработчики просто сами не определились – про что их игра, а потому начинается она с фарма и крафта (и ладно бы ещё годного крафта), а продолжается совсем другими вещами. Возвращение к крафту и фарму (например, когда кончилось взлётное топливо) воспринимается как нечто раздражающее: “ну вот, опять!”.
P.S. Про Subnautica ещё как-нибудь напишу. Если кратко, отличная идея и в целом многое доставляет, но сам процесс сбора ресурсов (как он реализован в игре) портит всё впечатление. В этом смысле даже NMS лучше.
Ответы: каменная кирка, железный топор.