Из PS TV могла бы получиться отличная консоль
Решил тут поиграть в Persona. Ну как решил… Persona 5 называется критиками одной из лучших игр этого года. Надо же поиграть — тем более, мне нравится jRPG Shin Megami Tensei, а Persona — это что-то вроде спин-оффа.
Только вот именно пятую часть сейчас покупать не хочется — деньги нужны для других вещей. Решил расчехлить свою PS TV и купленную когда-то для PS Vita игру Persona 4 Golden. И знаете… а мне даже понравилось. Хотя и не без недостатков.
Когда я писал своё впечатление от этой игры на PS Vita, я был настроен в-основном негативно. Действительно, игра эта, на мой взгляд, никак не подходит для портативки. Первые 4 часа (если играть не первый раз и уже знать, с кем из NPC стоит разговаривать, а с кем пока нет смысла) в игре нет геймплея. И дальше таких моментов тоже будет немало, что долго-долго нет геймплея, но в начале особенно критично. Когда берёшь консоль с собой в дорогу, то за 4 с половиной часа можно долететь до Египта, Испании, Греции. Вычитаем полтора часа на взлёт/посадку и еду в самолёте, и получается, что чтобы только начать играть в Persona 4 Golden в самолёте нужен полёт не меньше 5,5 часов.
В метро так и вовсе труба — если ехать на работу час и с работы час, то в Persona 4 Golden начнёшь по-нормальному играть только на третий день. Так что, неудивительно, что в портативном исполнении игра мне не понравилась. К примеру, портативная Shin Megami Tensei IV на 3DS заставляет играть уже спустя час, а то и меньше.
Однако на PS TV совсем другое дело. Сел перед телеком — и играешь, никуда не торопишься. Вообще, из PS TV могла бы получиться отличная консоль, судите сами: она ультра-компактная, она совершенно бесшумная. Бери с собой куда хочешь, подключай к телеку — и играй. Её портит только то, что на официальной прошивке самые интересные игры для PS Vita не поддерживаются (Uncharted, Killzone, Unit 13, LittleBigPlanet). Ну и разрешение для телевизора низковато (но терпимо). А ещё у меня геймпад (я использую один из Dualshock 4 — всё равно без дела валяется, я с большей вероятностью поиграю на PS3, чем задействую второй геймпад на PS4) глючит. В двух с половиной метрах от консоли играть уже тяжело, в какие-то экшн-игры не поиграешь.
В общем, Persona 4 Golden в таком варианте, на телевизоре, оказалась довольно интересна. Тем более, сама игра-то про телевизор! Да, я знаю, что в оригинале Persona 4 вышла на PS2, а Golden — это доработанный порт.
Однако у игры всё равно есть несколько моментов, которые слегка портят впечатление. Первый момент — необходимость гринда. Если мы возьмём для примера Dark Souls (да, я знаю, что это совсем другой жанр — не надо писать мне об этом в комменте, лучше вдумайтесь в то, что я пытаюсь сказать), то там прокачка персонажа, конечно, облегчает прохождение, однако вместо этого можно прокачать самого себя как игрока. Поэтому при том, что Dark Souls многие называют одной из самых сложных серий игр, ютуб завален видео, где вполне даже не азиатский игрок в трусах и с палкой проходит всю игру.
То есть, можно качать персонажа, а можно научиться вообще не совершать ошибок в игре.
В Persona 4 Golden (как, кстати, и в Shin Megami Tensei IV) так нельзя. Иногда гринд просто необходим. Я долго пытался завалить одного босса (Большой «королёк», который появляется в той же комнате, где была злая сущность Юкико) — и вполне даже успешно его валил, однако рано или поздно он применял способность Rampage, которая ваншотила всех моих героев, даже если у них было полное здоровье и бонусы к защите и уклонению. Я выполнил, наверное, два десятка подходов к боссу, изучил все его удары и повадки, но Rampage появлялся внезапно и убивал всех.
В интернете я вычитал, что используя определённую тактику можно «сломать ИИ», и Rampage просто не будет применяться, но у меня не получилось. В итоге… немного гринда — вкачать один уровень и на собранные от гринда деньги купить немножко экипа — и босс завален без особых проблем (Rampage убил только одного персонажа, денег на экип которому не хватило).
Да, действительно, во многих jRPG без гринда никак — я это понимаю. И сам по себе гринд наверное нельзя было бы считать проблемой Persona 4 Golden, если бы он надолго не «освобождал» от сюжета. То есть, игра-то начинается именно сюжетом, все первые 4 часа она показывает тебе сюжет (а чуть позже — сюжет вперемешку с геймплеем, что вообще идеально), но потом ты должен надолго забить на сюжет ради скучного гринда, чтобы завалить босса.
Это, опять же, нельзя назвать серьёзной проблемой, портящей игру, однако это определённо вносит дисбаланс в соотношение «геймплей/сюжет». Так было, например, в первом Uncharted, где сам по себе сюжет был очень хорош (как мне кажется, там сюжет вообще лучший в серии), однако во второй половине игры долгие перестрелки заставляли сильно по нему скучать.
Второй момент — очень высокая разница между сложностью рядовых врагов и боссов. Возвращаясь к тому же Dark Souls — в мире игры нередко встречаются враги, которые и посложнее некоторых боссов будут. Впрочем, для экшн-игры, которой всё же являются «соусы», нормально, даже когда босс «толще» рядовых врагов на порядок, а то и не два. В RPG с пошаговыми боями хочется разницы поменьше, а то получается, что ты позёвывая выигрываешь любую битву, а потом долго пытаешься справиться с боссом, задействуя все свои умственные способности.
P.S. Но песни из Persona 4 надо или выкинуть или перепеть их вокалисту, для которого английский язык родной. И желательно перед этим в них полностью переписать текст автору, для которого английский тоже родной. Но лучше добавить опцию в настройки: вокал в песнях: да/нет. Не люблю песни в игре, отвлекают.
P.P.S. «К симулятору школьника» можно даже привыкнуть, но какого хрена учителя спрашивают всегда либо меня либо моих друзей (и им приходится подсказывать)? Уж если симулировать жизнь в школе — пусть там будет возможность, например, подсказать хулигану неправильный ответ, а потом подраться с ним. Ну или типа того.
P.P.P.S. Persona 4 Golden — это всё равно во много раз лучше, чем Xenoblade Chronicles 2. Разве что, с точки зрения баланса геймплей/сюжет, XC2 лучше продумана.