Что заставило меня только сейчас написать об игре двухгодичной давности? Ну, во-первых, то, что я её наконец прошёл. Во-вторых, моё отношение к Ori менялось прям по методичке про стадии принятия горя, только в данном случае предмет обсуждения — не горе, а скорее наоборот.
Признаюсь, изначально я относился к Ori как к такой… ну инди-игре. Типа того. Ну и подумаешь, что издатель — Microsoft Studios. Всё равно. Крайне низкая цена формировала своё отношение.
Вот взять, к примеру, Rayman Legends. Даже сейчас он стоит 1900 рублей на PlayStation 4 и 1300 рублей на Xbox One. А Ori And The Blind Forest (Definitive Edition) стоит на Xbox One 420 рублей. Всего-то!
А какие отличия у Ori от Rayman с точки зрения наполнения игры? И там и там — красивейшая рисованая двухмерная графика. И там и там — игра часов на 10 чистого геймплея. Разве что, в Rayman режимов игры чуть побольше. Но зато графика в Ori… красивее. Более того — разработчики утверждают, что не использовали одни и те же картинки для украшения уровней дважды! И это точно не про Rayman — там вторичное использование ассетов в ходу.
Что вообще такое Ori And The Blind Forest? Это чумовая игра, вобравшая в себя целую кучу разных жанров. Во-первых, это экшн-платформер. Местами — весьма хардкорный. Здесь надо часто прыгать, мочить врагов самонаводящимся «огнём», и пытаться выжить при этом.
Во-вторых, это метроидвания. Огромный мир игры является условно открытым — поэтому вам нужно бродить по доступной части мира в поисках различных способностей, которые позволят пройти в ранее закрытые участки.
В-третьих, здесь даже есть прокачка. Правда, это не делает игру ролевой, но всё-таки.
В-четвёртых, у Ori And The Blind Forest есть даже вполне драматичный сюжет.
Но самое удивительное, что игра рулит практически по всем фронтам. То есть, это один из лучших платформеров в мире, одна из лучших метроидваний, и сюжет покруче, чем у многих современных игр. Но фиг с ним с сюжетом, для меня он всегда был скорее вторичным, если только сама игра не делает на него упор. Ori упор на сюжет не делает (хотя местами выбивает слезу — не в последнюю очередь благодаря великолепному саундтреку, который я уже купил на iTunes), так что, опустим этот момент.
Ещё не менее поразительно то, насколько хардкорной получилась игра. Если тот же Rayman Legends — довольно простая игрушка, то Ori And The Blind Forest — один из сложнейших платформеров, что я видел. Где-то с середины игры начинается полный треш, хотя при этом переходы от спокойных частей к сложным сделаны очень плавно и логично. Плюс, счётчика жизней здесь нет и любая смерть приводит к мгновенному (я это подчёркиваю — к мгновенному, как в Super Meat Boy) возрождению на последней точке сохранения.
Кстати, сохраняться здесь можно вручную практически в любом месте — достаточно лишь иметь в запасе духовную энергию (синие кругляшки в левой нижней части HUD). Чем дальше по игре — тем больше этой энергии у вас будет оставаться — тем чаще можно будет сохраняться — тем чаще придётся сохраняться. В точках сохранения заодно можно вкачать некоторые навыки.
И это ещё один потрясающий момент — насколько прокачка и получение новых способностей удачно объединены и, в то же время, не мешают друг другу. То есть, чтобы изучать мир — вам нужны способности. Но позже некоторые из них вы можете прокачать, сделав их использование ещё более удобным или простым.
Ну и да, сохранение происходит не в слоты через меню. По сути, сохранение — это создание чекпоинта. Одного. Каждый созданный чекпоинт уничтожает предыдущий, так что, вы всегда можете начать игру только с одного места — последнего чекпоинта. При этом невозможно создать чекпоинт рядом с врагами, в неустойчивом или опасном месте — то есть, «запороть» сохранение невозможно.
Короче говоря, у игры сплошные плюсы, а минус только один — из-за обилия графики и спецэффектов иногда сложно понять, где наш герой, где враг, а где снаряды врага. Некоторые враги умеют плеваться чем-то, что на время создаёт на твёрдой поверхности колючую ловушку — вот в пылу битвы такие ловушки иногда бывает сложно заметить.
Также немного расстроила финальная погоня — возможности сохраниться в середине нет, время прохождения каждого участка погони строго ограничено, при этом куда бежать — понятно не сразу, а любая ошибка приводит к смерти и, как следствие, перезапуску погони с самого начала. Я уже был готов швырнуть контроллер в стену, но решил посмотреть-таки прохождение на YouTube — оказалось, не совсем очевидно, но всё равно когда знаешь, что делать, игра не так уж сложна.
В общем, меня тут периодически спрашивают — а что на Xbox One есть такого, чего нет на PlayStation 4, но во что обязательно стоит поиграть? И хотя я против эксклюзивов, но раз уж спрашивают (некоторым почему-то нравится, что им нужно покупать отдельную железку ради нескольких игр), то Ori And The Blind Forest — это одна из них. Впрочем, на ПК игра тоже есть.