Звёздные войны и свобода творчества
Ещё до праздников (буквально за пару дней до НГ), ходили с женой на новые «Звёздные войны». В целом кинцо неплохое, хотя далеко не шедевр (как, впрочем, и любая другая часть ЗВ), первая половина фильма — скука смертная, потом весьма динамично и интересно, под конец — снова скука смертная. А главное — почему По не объявили врагом народа и не лишили всех званий, поместив под стражу? Ведь, из-за него совершенно напрасно несколько раз гибло куча народу. Но пока я всё это смотрел, мне в голову пришли ещё вот какие мысли.
Я подумал о свободе. Как известно, свыше 70 лет мы жили в рабстве (расслабьте булки и прочитайте это с долей иронии). Партия руководила тем, какие фильмы производятся, какая музыка звучит, какие спектакли в театре ставятся — ну и всё такое. Мы уже убедились, что партия с отсеиванием дерьма справлялась лучше, чем современные отечественные киноделы, однако что совсем уж удивительно — при всей несвободе советского народа, именно свободный Голливуд в итоге скатился к тому, что снимает абсолютно одинаковые фильмы.

Я уже давно ругал голливудские мультфильмы за то, что они стали одинаковыми. Все эти «Тачки», «Ледниковые периоды», «Шреки», «В поисках Немо» и прочее — сделаны по одному шаблону, где «скелет» сюжета, характеры и архетипы персонажей кочуют из мультфильма в мультфильм не подвергаясь никаким изменениям. Причём, на характеры не влияет даже сущность персонажа — будь он антропоморфным животным, рыбой, живым автомобилем, роботом — вот вообще не имеет значения.
Изредка появляется что-то вроде «Истории игрушек», «Валли», «Зверополиса» — там создатели хоть немного пытаются выйти за рамки шаблонов, но всё равно получается с переменным успехом.

Теперь вот фильмы. Совершенно одинаковая проблематика, совершенно одинаковые и натужно притянутые комедийные элементы. Я прям вижу, как сценаристы пытаются сделать что-то новое и интересное, а продюсеры говорят — нет, вот тут пусть он сомневается и посылает Рэй обратно, а здесь побольше смешного робота, добавьте ему, что ли, щупалец побольше, а вот тут пусть умный и расчётливый злодей допустит глупейшую ошибку. И сценарий постепенно обрастает типичными штампами, которые мы уже тысячу раз видели, и теряет оригинальность.
И фиг знает, сколько времени ещё пройдёт, пока появится очередной Кевин Смит, Тарантино или Нолан, и скажет — идите в жопу, я сам всё сделаю, сниму фильм «на коленке», за копейки, по собственному сценарию.

Или пока появится очередной Джеймс Кемерон, который будет даже из штампов делать крутое кино.
Или очередной Роберт Земекис, который создаст новые, ещё не заезженные штампы (Нолан тут, впрочем, тоже подходит).
В общем, выходит, что в условиях тирании советской власти как-то в итоге получалось больше свободы для творчества, нежели в условиях тирании бабла. «Ставьте смешного робота, а то денег не заработаем! Побольше смешного робота! И чтобы в магазинах фигурки продавать! И чтобы главный герой случайно и неуклюже что-нибудь важное разрушил! ».