Мы помним игры лучше, чем они были

Поделиться в соцсетях

“Память интерпретирует, а не фиксирует”,- говорил герой потрясающего фильма “Мементо”. Суть в том, что события, а также звуки и картинки, которые, как нам кажется, мы помним в точности, могут сильно различаться. Да и стоит ли уповать на память, если даже реальность мы можем воспринимать не так, как другие люди (те же примеры с платьем или Laurel/Yanny)?.

Вот вышла на днях State Of Decay 2. Я уже говорил в обзоре, что игрушка мне в целом понравилась, но графон поначалу не понравился вовсе. В моей памяти ремастер первой части (State Of Decay: Year-One Survival Edition) выглядел так же, а потому первой мыслью было, что ленивые разработчики решили оставить всё как было. Однако когда я запустил этот ремастер, то увидел (по сравнению с новой частью) крайне низкую детализацию моделей и текстуры невероятно низкого разрешения. Но ведь в моей памяти всё было не так!

Вы же наверняка видели эти комменты (на ютубе, в статьях) про какую-то новую игру, что графон там не лучше, а то и хуже, чем в какой-то другой старой игре. Или типа таких комментов: “Выглядит как на Денди!”.

А вот скажите себе сами – вы уверены, что помните, как выглядели Черепашки Ниндзя-3 на Денди? На то время это была одна из самых графонистых игр на восьмибитках. Я вот тоже думал, что помню. Не, если посмотреть скриншоты, то всё вполне ок. Особенно если не раскрывать их на весь экран. Но если развернуть… но в общем будет всё не так радужно.

Или вот Sonic Mania. Казалось бы – один-в-один как на Sega Genesis. Но нет – и цветов больше и анимация ёжика и врагов плавнее (особенно заметно, когда Соник пробегает “мёртвую петлю”), не говоря уж про широкий экран.

А всё дело в том, что наш мозг запоминает не пиксели, не текстуры, и не спрайты – он запоминает впечатления, в первую очередь. Какое впечатление на нас произвела игра, в том числе, визуальное. Если старая игра для своего времени выглядела очень круто (какая-нибудь Legend Of Zelda: Ocarina Of Time), то и в памяти она будет “да ты чо, там такой графон, что и сейчас норм играть”. Но далеко не каждая старая игра, если её запустить сейчас в таком виде, как она выглядела на момент своего выхода, не вызовет тошноты. И Ocarina Of Time, увы, состарилась плохо. Даже двухмерную A Link To The Past воспринимать сегодня проще.

Поэтому вот выходит State Of Decay 2 – и по сравнению с современными играми там графон не очень. А когда вышла первая State Of Decay – то именно по сравнению с современниками было… ну не лучше, но в целом так же. Поэтому впечатления от первой игры “норм”, а впечатления от второй “хуже”. И мозг сравнивает эти впечатления, а не саму графику. И “хуже” проигрывает “норм”.

Кстати, всё это не только графики касается. Геймплея, сюжета тоже. Раньше геймеры были менее требовательны, а потому и впечатления были ярче от менее крутых, чем сегодня, игр. Впрочем, настоящие жемчужины среди старых игр всё равно есть – которые и сегодня могут поразить пусть не графикой, но геймплеем, а то и сюжетом. Вот только найти их “по памяти” тяжело – только прямое сравнение.