Личный автомобиль vs. общественный транспорт

Поделиться в соцсетях

В последнее время нередко встречаю от различных людей мнение, что, мол, надо пересаживаться на общественный транспорт и избавляться от личных автомобилей. Не, если так считает, скажем, правительство — я его понять могу (при этом, как вы понимаете, тот же Ликсутов или Собянин, не говоря уж о Путине, на работу на трамвае ездить не будут). Но когда люди сознательно себя загоняют в рабство…

Говорить, что общественный транспорт удобнее личного автомобиля может либо помешанный, либо тот, у кого нет личного автомобиля. Всё ведь познаётся в сравнении, а если ничего слаще редьки не ел, то и редька — что твой сахар.

Вот смотрите. В общественном транспорте вы всем вокруг что-то должны. Место уступить, подвинуться, снять рюкзак, тут идти, тут не идти, то стоять на эскалаторе — не мешай другим, то идти по эскалатору — не мешай другим. При этом никого не интересует ваше состояние, как вы себя чувствуете, устали ли вы, от зубного едете и т.п. Конечно, если вдруг вам станет плохо — наверняка помогут. Но если вам не настолько плохо, чтобы падать в обморок и вы вообще стараетесь держаться — то «чо расселся?» или «чо встал?».

Постоянно вижу жалобы от женщин на то, что мужики в метро делают вид, что спят. Я, кстати, так и не понял, как они отличают — кто лишь делает вид, а кто реально спит. Я, например, научился спать в метро ещё в детстве, а годам к 20-и освоил важнейшие навыки — спать так, чтобы ни на кого не заваливаться и не просыпать свою остановку. В общем, я не вижу ничего зазорного в том, чтобы спать в транспорте или даже просто сидеть с закрытыми глазами (иногда глаза реально устают и хочется просто так посидеть), в конце-концов, не на тухлые же рожи других пассажиров смотреть? Либо спать, либо в гаджет тупить. В любом случае, даже если у тебя не было никаких плохих намерений, тебя обвинят в том, что ты — мразь бесчувственная. При этом, виноват именно ты, разумеется, а не тот, у кого язык от гордости отсох просто попросить: «уступите мне место, пожалуйста». Всегда, кстати, уступаю, если попросят.

В машине же тебе комфортно всегда. Холодно? Подними температуру климатизатора. Жарко? Снизь температуру. Пожрать захотелось? Рулим к ближайшему Макдональдсу. В туалет захотелось? Тоже рулим к ближайшему Макдональдсу. Ну если не пробка и нет под рукой пустой бутылки из под чая Nestea. Хочешь петь во весь голос? Пой наздоровье — ты никому не мешаешь, тебе никто не мешает. Курильщики тоже должны быть рады (но выбрасывать бычки в окно — быдлянство).

Кстати, о пробках. Адепты ОТ (общественного транспорта) удивляются — как это, мол, водителям норм стоять в пробках? На самом деле, пробка — это, конечно, не норм. Но в пробках стоит и наземный ОТ, кстати. Как бы вы предпочли стоять в пробке: повиснув одной рукой на поручне, подперевшись тётками в шубах, нюхая подмышку вонючего мужика с одной стороны и едкий аромат «дорогого парфюма» — со всех сторон, с ужасом осознавая, что на следующей остановке, которая будет минут через 10-15, влезет ещё пол-автобуса?

Вопрос комфорта вообще важен, в том числе, для восприятия времени. Я помню, как впервые поехал на фирменном поезде в Сочи. Набор личных принадлежностей — тапочки, зубная щётка, всё такое, дверь на купе закрывалась на магнитную карту, розетки работающие, реально удобные полки с реально хорошим постельным бельём, грамотно настроенный кондиционер, приятный вагон-ресторан… 26 часов пролетели незаметно. Выходя из поезда я подумал, что ещё бы с удовольствием пол-дня ехал. Даже было жаль, что поездка закончилась.

Или вот летал как-то бизнес-классом в Сан-Франциско, через океан. 10 часов лёту из Парижа — по идее, должно было быть напряжно, но в «бизнесе» это почти не чувствуется. Примерно как 3–4 часа в экономе.

Поэтому, да, 2 часа в комфорте на машине — это как 40 минут в давке в метро. Время, конечно, жалко, но зато можно ехать не одному и пообщаться. А даже если одному — пообщаться по телефону (разумеется, при помощи гарнитуры). Некоторые вон даже умудряются материал для видеоблогов в машине записывать. А в метро разве пообщаешься? 40 минут молчать в тряпочку и тупить в гаджет если удалось найти свободное место, а если не удалось — только слушать музыку, подчас не имея возможности даже сменить плейлист, т.к. со всех сторон зажали?

Лет в 25 я ходил в поход в Крым с палаткой. Мы лазали по горам, а потом больше недели жили на берегу моря. Спали на матрасе прямо под открытым небом (в палатке было жарко и душно), мыли руки холодной водой в кемпинге неподалёку, питались в ближайших забегаловках. Романтика! И стоит копейки! Но сейчас этот опыт повторять уже не хочется – чем старше становишься, тем больше хочется комфорта, пусть этот комфорт и обходится на порядок дороже. Помню, одному популярному блогеру (около 45 лет) я тогда писал: «отдыхайте в палатке! это дёшево!», а он чего-то не проникся и, кажется, даже нагрубил. Я тогда обиделся, а сейчас понимаю — какой же дурак я был, что с такими советами лез.

Отмечу, однако, что опаздывающих людей, оправдывающихся пробками, я не поддерживаю. Во-первых, пробки в Москве — это не новость какая-нибудь. Более того, если не какая экстренная ситуация или не проезд кортежа — пробки достаточно предсказуемы. Во-вторых, те же Google Maps в большинстве случаев (хоть и не всегда) относительно точно прогнозируют время по пробкам (в этом гуглокарты лучше остальных навигационных программ). Надо просто понимать, что это время может измениться в пути и закладывать 15-30 минут, в зависимости от обстоятельств/времени суток. В конце-концов, никто ещё не умирал от того, что приехал пораньше.

Безусловно, метро бывает комфортным. Когда не в час пик или когда тебе ехать навстречу основному потоку. Правда, это далеко не на всех ветках и смотря ещё где тебе садится и выходить… но бывает, да. Ну и комфорт этот быстро снижается с малейшим увеличением перевозимого груза. Купил, например, Xbox — и уже нифига не комфортно. Дали девайс на тест чуть крупнее обычного — вообще труба.

Не будем также забывать и про детей. Возить ребёнка лет до пяти в транспорте, это… это, в общем, не любить своего ребёнка. Особенно если ему несколько месяцев.

Ну а люди, которые считают, что с маленьким ребёнком надо сидеть дома — пусть идут сразу в жопу. То есть, вы реально сначала сходите в жопу, осмотритесь там и всё такое, а потом я подумаю, что мне делать со своим ребёнком. Ну, то есть, вы же не думаете, что если вы говорите другим, что им делать, то сами избежите такой участи?

Ну это не говоря уж о том, что ребёнка надо иногда возить в больницу (которые бывают и в центре Москвы), да и вообще грудного ребёнка ни с кем не оставишь — он должен быть с мамой. И далеко не все дети едят смеси, кстати. Наш вот поначалу ещё ел, а потом — просто отказывался. Да, сидел голодный и орал, пока мама из магазина не придёт, например. Человек растёт, не тряпка — будет есть то, что ему нравится, а не всё подряд.

А самое главное лукавство в идее «пересаживайтесь на ОТ» в том, что, вообще говоря, ОТ и так ездит не особо свободным. Да, в ОТ бывает свободно — примерно в то же время, когда и на дорогах пробок нет. В остальное время в ОТ уже полная жопа огурцов. Вот пусть жители Выхино представят, что все автомобилисты их района побросают свои автомобили и начнут ездить на работу на метро.

Короче говоря, если автомобилисты пересядут на ОТ, то метро вообще встанет — очереди на вход будут за километр (на некоторых станциях очереди на вход и так есть, кстати), автобусы с троллейбусами полопаются, а трамваи примёрзнут к земле.

Такси/каршеринг

Тут некоторые скажут, что лучшая альтернатива личному автомобилю — такси или каршеринг. Но нет, дорогие мои, это совсем не альтернатива, а «заплатка» на редкие случаи.

Во-первых, в каршеринге в Москве нет детских кресел. Но даже если кресло есть — оно ещё должно подходить по росту. Такси это тоже касается. Например, когда мы с женой и 10-месячным ребёнком летали на Крит, то в аэропорт и из аэропорта заказывали City Mobil. Они в целом молодцы, но есть одна тонкость: на обратном пути нам подали машину не с детским креслом 0+, как мы указывали, а 1-2-3 (категории). В чём разница: кресла 0+ скомпонованы так, чтобы ребёнок лежал, так как держать голову он ещё не может, да и кости таза не сформированы — сидеть противопоказано. В креслах 0+ можно перевозить вот буквально только что родившихся младенцев (и это, кстати, единственный способ адекватно перевезти ребёнка из роддома домой — не на метро же, блин, с ним ехать, чтобы на новорождённую кроху все чихали своими бациллами). И даже если ребёнок уже держит голову, ему всё равно ещё может быть противопоказано сидеть — пока не сформировались кости таза.

Тут заодно напомню, что держать ребёнка на руках в машине не только запрещено ПДД, но и опасно для жизни как ребёнка, так и других пассажиров автомобиля. 

В общем, наш-то ребёнок в 10 месяцев уже сам сидел — ему можно было и кресло 0+ и 1-й категории — на выбор. Но если бы у нас был ребёнок поменьше? Диспетчер его возраст не спрашивал.

Но главное, каршеринг и такси — это точно такие же автомобили, в которых будет ехать по такому же количеству человек, как сейчас. Если все автомобилисты пересядут на такси/каршеринг — количество машин на дорогах не сократится. Более того — ни свободное такси, ни свободную машину каршерингового сервиса найти будет практически невозможно. И так уже тяжело, а будет вообще невозможно.

Проблему с парковками, кстати, это тоже не решит. Всем этим таксистам и каршерингам надо будет где-то стоять. В итоге у вас под окнами будут тусоваться не личные авто жителей дома, а какие-то вообще непонятные автомобили. И не один-два, как сейчас бывает, а вообще все.

Грубо говоря, именно потому, что сейчас некоторые люди предпочитают передвигаться на своих личных автомобилях несмотря ни на что, вы всё ещё можете влезть в вагон метро и всё ещё можете относительно легко найти свободное такси.

Ну а идея каршеринга — гнилая изначально и попахивает коммунизмом. Общий автомобиль? Ну-ну. Да ещё и по цене такси.

А что же делать?

А ничего, из того, что ещё не делается. Метро расширять невозможно — просто некуда. Можно понастроить новые ветки, но это мало поможет уже существующим. Наземный ОТ может быть неплохим вариантом летом, но опять же — не для детей младенческого возраста, и если пробки реально куда-то уберут. В некоторых случаях, впрочем, спасает выделенная полоса — там, где она постоянна и не пересекается с другой «пробочной» улицей.

Расширять дороги всё-таки нужно — просто потому, что в отличие от метро это возможно. Сокращать ширину полосы нужно — это заодно снижает аварийность (как ни странно). Ну и платные парковки тоже хоть как-то работают — люди реально задумываются — как и на чём им ехать. В Ашане вон ввели «платные» тележки — кладёшь в специальный приёмник 10 рублей, чтобы отцепить тележку. Захочешь свои 10 рублей назад — изволь припарковать тележку после посещения магазина. Казалось бы — ну 10 рублей! Ну мелочь! Ан нет — паркуют почти все. Ради грёбаных 10 рублей.