Эксклюзивы никому не нужны (почти), если это не Nintendo
Уверены, что консоли берут ради эсклюзивов? Плоечку покупают ради The Last Of Us, Bloodborne и Horizon: Zero Dawn? Рулит та консоль, где наилучшие эксклюзивы? Поздравляю, вы глубоко заблуждаетесь — причём, по всем упомянутым пунктам. Единственный платформодержатель, который умудряется продавать консоли эксклюзивами — это Nintendo. К ним мы ещё вернёмся, но сейчас не о них.
Взгляните на эту табличку — это перечень 25 самых продаваемых игр для PlayStation 4 (любой ревизии) в миллионах штук по версии VGChartz. Красным я выделил эксклюзивы.
Итак, что мы видим? Первый эксклюзив появляется лишь на 4-м месте — это Uncharted 4. Игра, безусловно, великая, которая вполне достойна покупки консоли вот только ради неё (я так и сделал, кстати). Однако её даже нет в топ-3, причём, проигрывает лидерам рейтинга она с внушительным отрывом.
И хотя находится она всё равно высоко в рейтинге — достаточно просто посчитать, сколько владельцев PlayStation 4 её купили в процентах. Берём за основу цифру в 60,7 млн пользователей PS4 — это по состоянию на 17 июня 2017 года. Получаем 15,4%.
Словами: пятнадцать с половиной (ну почти) процентов. Это максимальное количество человек, которые купили PlayStation 4 ради Uncharted 4 — самого продаваемого эксклюзива для PlayStation 4. На самом деле, конечно же, часть (какая — увы, неизвестно) этих людей купили «плойку» даже не думая об анчартеде, тем более, что игра вышла спустя два с половиной года после выхода PlayStation 4 на рынок. Про The Last Of Us и говорить не приходится — она лишь на 13-м месте, да и это ремастер. Как, кстати, и Uncharted: The Nathan Drake Collection.
Вы спросите — а где же Bloodborne? Horizon: Zero Dawn? Order 1886? А все они не набрали и 4 млн. Причём, у «Ордена» там всего 1,76 млн. «Хорайзону», правда, простительно — игра вышла только весной 2017-го года и уже на 30-м месте — наверняка за пару лет с помощью всевозможных скидок и бандлов она доберётся ну… процентов до 10-12 от всех владельцев PS4. Это мой прогноз — как говорится, поживём — увидим.
То есть, даже если считать, что каждый владелец PlayStation 4 покупает только по одному эксклюзиву (что далеко от истины), то есть, люди купившие Uncharted 4 и The Last Of Us — это обязательно разные люди (на самом деле — конечно же нет) то даже тогда сумма всех продаж эксклюзивов PlayStation 4 будет значительно меньше, чем сумма продаж самой PlayStation 4.
Таким образом, фраза «люди берут PlayStation 4 ради эксклюзивов» вряд ли будет верна сильно более, чем на 15,4%. Причём, если отмести ремастеры, то вообще забавно получится, что единственный «продающий» эксклюзив у PS4 — это Uncharted 4.
Теперь посмотрим статистику конкурента.
Что мы здесь видим? По топовому эксклюзиву (Halo 5) картина точно такая же, как у PlayStation 4. Игра лишь на четвёртом месте и её купили (если взять цифру 30,2 млн — по состоянию на 17 июня 2017 года) 15,9% владельцев Xbox One. То есть, этот эксклюзив лишь чуть популярнее среди фанатов Xbox One, чем Uncharted 4 среди фанатов PlayStation 4.
Дальше правда дела у Xbox One с эксклюзивами чуть получше (кто бы мог подумать, да?) — в том смысле, что в топ-25 игр для Xbox One аж 7 эксклюзивов, а у PlayStation 4 — всего три. Впрочем, следом за топовым эксклюзивом для Xbox One, как и в случае PlayStation 4, идут два ремастера, а только потом — новые, специально разработанные для этой консоли игры (я тут на всякий случай уточню, что все цифры в таблице по Xbox One — это именно по продажам для Xbox One, исключая продажи тех же игр на ПК, если они там тоже доступны).
Безусловно, в деньгах стоит брать лишь абсолютные цифры — игры на PlayStation 4 принесли своим создателям больше денег, с этим никто не спорит. Однако напомню тему поста — действительно ли люди покупают PlayStation 4 ради эксклюзивов? Как видите — нет. То есть, даже среди владельцев Xbox One внимания эксклюзивам уделяется в процентном соотношении больше, чем на PlayStation 4.
Ну а теперь, как я и обещал, вёрнёмся к Nintendo и посмотрим на Wii U. Почему именно на Wii U? Во-первых, потому, что Switch нет ещё и года, плюс на ней практически не представлена мультиплатформа — а, значит, там всё и так очевидно. 3DS брать не будем потому, что здоровую конкуренцию портативкам от Nintendo не может составить вообще никто.
Wii U же, хоть уже заброшена своим производителем, всё-таки успела неслабо оттарабанить и мультиплатформы на ней было относительно много. Относительно других консолей Nintendo, я имею ввиду.
Итак, вот табличка:
Если бы я стал выделять эксклюзивы красным здесь, то красной была бы вся таблица, а потому в этом нет смысла. Вообще, в данном случае настолько всё очевидно, что на мои пометки можно не обращать особого внимания, не в них суть, но я кратко поясню. Синим выделена единственная мультиплатформенная игра в топ-25 — остальная мультиплатформа (она есть) значительно ниже находится. Оранжевым — спорные моменты, когда игра в том или ином виде выходила на нескольких платформах не менее, чем год назад (поэтому Mario Kart 8, Yoshi’s Wooly World и LEGO City Undercover я выделять не стал — их версии для другой платформы вышли только в 2017-м году). Всё остальное — чистые эксклюзивы Wii U.
В общем, то, что здесь будет ворох эксклюзивов — было очевидно и до составления рейтинга. Но давайте посмотрим на цифры. Итак, самая продаваемая игра — Mario Kart 8. Её купили 7,44 млн пользователей Wii U. Вообще говоря, цифра сама по себе внушительная — это больше, чем любой эксклюзив Xbox One, а у PlayStation 4 в штуках её обходит только Uncharted 4. Однако мы же помним, как плохо продалась сама Wii U? В штуках (на 17 июня 2017 года) — 13,9 млн. Мизер! Однако 7,44 от 13,9 составляет 53,5%! Больше половины! Больше половины владельцев Wii U купили самый популярный её эксклюзив.
Давайте решим обратную задачу. Возьмём 16% – как некое оптимистичное округление любителей эксклюзивов на Xbox One и PlayStation 4. Сколько миллионов фанатов Wii U это будет? 2,2 млн человека. Смотрим в табличку самых продаваемых игр на Wii U и ищем примерное соответствие — это аж 8-е место: New Super Luigi U. Вообще говоря, не совсем честно, т.к. эта игра — модификация New Super Mario Bros. U и начиная с какого-то времени продавалась вместе с ней. Так что, надо брать либо 7 либо 9 место.
В любом случае, получается, что если уж какую консоль и брали для эксклюзивов — так это Wii U.
Конечно, желающий всё выгнуть в свою сторону комментатор может сказать: «Так на Wii U такой высокий процент продажи эксклюзивов потому, что людям было не во что больше играть!». Однако это заявление не только не соответствует действительности, но и заявляющий такое автоматически (даже не желая того) утверждает, что консоль в массе своей берут не ради каких-то конкретных игр.
В общем, как мне кажется, изложенной здесь информации уже достаточно, чтобы сделать вывод: консоли не покупают ради эксклюзивов, если это не Nintendo.
Для чего же тогда вообще покупают консоли?
Ну здесь можно только гадать, хотя несколько вариантов у меня есть. Но единого ответа всё равно не будет.
То есть, кто-то покупает консоли для того, чтобы просто играть. Он ещё не знает, во что он будет играть, но уверен, что что-то хорошее на консоли будет. Поэтому такой человек хорошо ведётся на заявления вроде «самая мощная консоль» или «самая семейная консоль». Для него мощность и производительность — это как задел на будущее, своего рода, гарантия, что действительно будет во что хорошее поиграть, равно как и заявления о семейности — что-то вроде гарантии, что будут хорошие игры для всех, а не только кровь-кишки-террористы.
Кто-то берёт консоли и ради конкретных игр, но не эксклюзивов. Ради GTA V, FIFA, Call Of Duty (см. топ по Xbox One, PS4).
Другие выбирают консоль по принципу — что у друзей. Ну чтобы можно было играть вместе, например. Или меняться дисками. В этом случае продажи консоли нарастают как снежный ком и достаточно просто удачно стартануть.
Но, разумеется, некоторые люди берут консоли и ради эксклюзивов. Но, как мы выяснили, таких людей не так уж много — для PS4 и Xbox One не более 16%.
Могу сказать о себе
PlayStation 4 я брал ради Uncharted 4 — тут я попадаю в те самые 15,4%.
Xbox One я не брал, на тест давали, но если б не дали — взял бы ради Forza Horizon 2 — здесь я вообще среди 5% (просто FH2 выходила также и на Xbox 360). Halo 5 не была мне интересна ровно до того, как я в неё поиграл.
Wii U и 3DS я брал ради абстрактных эксклюзивов Nintendo — я заранее не знал, какие они там, но верил, что есть что-то хорошее.
Switch я взял вообще не ради игр, а ради самого формата — гибридная консоль. Как владельцу Wii U для меня эксклюзивов на Switch не было до выхода ARMS, да и та — хоть и хорошая игра, но явно не систем-селлер. Первым же «тру-эксклюзивом» и, по совместительству, систем-селлером, как мне кажется, должна стать Mario+Rabbids: Битва за королевство, которая должна выйти завтра.
Вероятные вопросы:
В: Но PlayStation 4 всё равно порвала Xbox One на рынке!
О: Безусловно. Но ошибочно считать, что она это сделала за счёт эксклюзивов.
В: Но все мои друзья купили PS4 именно ради эксклюзивов!
О: Рад за ваших друзей, но судить мир по своему окружению — большая ошибка. Уверен, это не единственное, в чём ваши друзья похожи, но это не означает, что все люди в мире (или хотя бы большинство) также похожи на них.
В: Но ты сам взял PS4 ради Uncharted 4!
О: Да, за два года до выхода игры. Просто я так люблю Uncharted. Правда, если бы я заранее не играл в первые три части (и на PS Vita), то мне эта игра была бы не интересна – я бы просто не знал, за что её любить. Кстати, ещё у меня дома есть смартфоны на iOS, Android и Windows Phone, а ещё я работаю на Mac но при этом купил недавно лицензионную Windows, чтобы поставить второй ОС на один из компьютеров, не испытывая при этом резкой необходимости в ней — интересно, много ещё таких людей, как я? А ещё при всей моей любви к Uncharted мне не нравится The Last Of Us, я не впечатлился Horizon: Zero Dawn, а Bloodborne мне нравится меньше, чем Dark Souls. В общем, я — плохой пример.
В: Uncharted 4 в два раза популярнее Halo 5! Как ты можешь утверждать, что не это явилось причиной такой же разницы в продажах PS4 и Xbox One?
О: Uncharted 4 вышел спустя 2,5 года после выхода PS4, Halo 5 — спустя два года после выхода Xbox One. А разрыв в продажах консоли наметился гораздо раньше. Кстати, PS4 стартовала с одной из самых слабых линеек эксклюзивов в истории: Killzone: Shadow Fall (73) и Knack (54). У Xbox One же были Forza Motorsport 5 (79) и Ryse: Son Of Rome (60). В скобках дана оценка игры на Metacritics.
В: Metacritics — сборище сонихейтеров!
О: The Last Of Us — 95 баллов, Horizon: Zero Dawn — 89 баллов. Даже для нейтрально относящихся к платформе Sony эти игры — ну максимум баллов на 80, а уж хейтеры бы вообще заминусовали.
В: Журналисты писали, что ради Bloodborne/The Last Of Us/Horizon: Zero Dawn и т.д. можно взять консоль!
О: Журналисты тестируют подаренные игры на редакционных либо подаренных консолях. Лично я, например, хотя бы PS4 сам покупал. Кстати, если журналист, написавший такое, после тестирования именно на редакционной (т.е. не своей или хотя бы не стоящей у него дома) консоли не побежал в магазин за собственной консолью — закидайте его тухлыми помидорами и никогда больше не верьте таким его словам — они написаны на эмоциях, не более.