Взлом PSN глазами пользователя

Оказывается, в голове некоторых улюлюкающих Sony-ненавистников (этаких антифанатиков) образовалась информационная каша по-поводу взлома онлайн-сервисов PlayStation Network, поэтому я решил описать всё, как было глазами простого пользователя. Вы не прочтёте здесь никаких технических подробностей взлома и восстановления, но узнаете, как ситуация отразилась на смертных.

Итак, где-то 19 апреля PSN начала сбоить, а 20-го апреля уже отключилась полностью. Как мы потом узнали, само отключение было вызывано не хакерской атакой (т.е. это был не результат DDoS), а волевым решением Sony, которые испугались, что личные данные и номера кредитных карт пользователей стали доступны третьим лицам (хакерам).

Как вообще организована работа PSN с кредитной картой? Да почти также, как в AppStore. Сначала пользователь регистрирует себе идентификатор PSN (логин), в качестве которого выступает реально действующий адрес электронной почты и выбирает себе псевдоним и пароль. Под логином и паролем пользователь заходит в сеть (в самой консоли можно сохранять эти данные, чтобы не вводить каждый раз) и виден своим “друзьям” (френдование примерно как Вконтакте – по запросу) по нику. Т.е. электронную почту можно скрыть.

Платёжная информация вводится отдельно: к аккаунту привязывается кредитная карта и выбирается отдельный платёжный пароль. Т.е. если в AppStore пароль для учётной записи и для оплаты один, то здесь пароля два. Данные кредитной карты могут запоминаться системой (а могут и не запоминаться, между прочим, обязаловки тут нет и оплачивать покупки это не мешает, просто придётся каждый раз вводить эти данные), в том числе секретный код CCV и в дальнейшем для оплаты (точнее – для пополнения счёта) требуется лишь ввести платёжный пароль, примено как в Яндекс.деньгах.

Стоит рассказать и предысторию взлома. Некая группа хакеров Annonymous “обиделась” на преследование со стороны Sony одного из хакеров, занимавшихся джейлбрейком для консоли PlayStation 3. Долгое время эта консоль оставалась невзломанной и недоступной для пиратских игр, времени и сил на взлом ушло немало. Хотя и сейчас для пиратов не всё так радужно: комплекты с джейлбрейком часто стоят денег, да и предназначены лишь для текущей версии прошивки. Стоит выйти новой прошивке – и большинство кряков становятся недействительны, т.е. здесь в любом случае прощай онлайн-игра (заходить в PSN не обновившись на последнюю версию прошивки просто нельзя), да и порой бывает такое, что какая-то новая игра требует последней прошивки. В общем, стремление к халяве создаёт массу проблем и заставляет-таки раскошелиться. Хотя ведь совсем необязательно покупать игры за 2-3 тысячи, как они в магазине продаются. Очень часто на разных форумах можно увидеть предложения от частных продавцов по 1500-2200 за новые игры, а от простых пользователей – от 300 до 1500 за Б/У. При этом Б/У диск, как правило, ничем не отличается от нового – только плёнки нет. Ну и бонус-код (если он был) скорее всего уже использован.

Так вот. Взлом сервисов Sony был осуществлён как раз с целью насолить Sony. Т.е. “похищение” личных данных пользователей было не самоцелью. По сути, пираты, даже если бы захотели, могли лишь потратить деньги с “украденных” кредитных карт только в самом магазине PSN, который для зарегистрированных карт требует лишь ввод платёжного пароля. При этом, секретный код CCV был недоступен для пиратов, а значит использовать кредитные карты в других платёжных системах они всё равно не могли. Видимо, по этой причине Sony и решила начисто отключить PSN вместе с магазином PS Store, чтобы избежать утечки денег с кредитных карт пользователей.

Сперва я, как наверняка и многие, испугался и подумал, что надо бы перевыпустить кредитную карту. Но потом, вникнув в ситуацию с умом, решил повременить. Собственно, как я и ожидал, ничего страшного не произошло и никто денег у меня не воровал. Да и не мог бы, учитывая секретность кода CCV. Впрочем, возможно я даже не попал в список тех пользователей, данные которых стали доступны хакерам.

Таким образом, простые пользователи “заплатили” только одним: отсутствием доступа к онлайн-играм и к магазину в течение месяца и одной недели. К слову, пользователям X-Box live вообще нужно платить, чтобы иметь возможность играть по сети. Хотя, после взлома PSN фирма Microsoft решила сделать этот сервис (временно?) бесплатным, чтобы… Ну вы понимаете зачем. Заработать себе карму на несчастье других – сильное искушение.

Кстати, понимая свою вину в произошедшем, Sony решила подарить своим пользователям 2 игры на выбор из 5 (4 из которых – весьма успешные и популярные, а из этих 4-х одна – чуть ли не лицо консоли, т.е. это далеко не хлам), а также 30-дневную подписку на сервис PlayStation Plus, который подразумевает доступ к куче бесплатного контента, в том числе к полным версиям новых игр на ограниченное время, а также возможность хранения сейвов онлайн.

Резюмируя все вышенаписанные буквы

В конечном счёте, пользователи PSN потеряли только время. Правда, не мало – больше месяца. И это самый главный фейл Sony. Взломать могут каждого, тем более, когда речь идёт о крупном и сильном сообществе хакеров. Обижаться на тех же Microsoft им просто не было смысла, а взламывать кого попало просто ради лулзов не так уж выгодно – взлом PSN отдельным личностям может в итоге дорого стоить.

Само собой, Sony придётся ещё долго отмывать свою репутацию. Даже у меня появлялись мысли: “А не перейти ли на X-box 360?”. Но мысли отметались по двум причинам: неудобный джойстик и отсутствие Uncharted. А теперь и LittleBigPlanet, на которую мы подсели вместе с Женщиной. Игры – главное, что есть на консоли. И в этом смысле PS3 уже давно вырвалась вперёд и “ящику” её не догнать. Поэтому как бы пользователи ни обижались на Sony из-за взлома, на игры это никак не влияет. Особенно теперь, когда снова можно играть в онлайне.

Оригинал сообщения опубликован в Авторском проекте Дениса Мажора. Вы можете оставить комментарий здесь или там.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс