В ожидании годных RPG/jRPG на Nintendo Switch, снова обратил внимание на Nintendo 3DS. В конце-концов, у меня там до сих пор не пройдена (хотя уже вот-вот) Mario&Luigi: Dreamteam Bros., которая вполне себе пригодная jRPG, а также увидев положительный отзыв в интернете я приобрёл Shin Megami Tensei IV. Тем более, стоит последняя всего 800 рублей.
Кто не в курсе, Shin Megami Tensei — это довольно внушительная серия jRPG от Atlus, включающая в себя даже отдельную ветку — Persona. Правда, супер-тру-фанаты SMT считают «персоны» казуальщиной для новичков. Я, впрочем, до такого снобизма ещё не доиграл, но что в SMT IV мне нравится гораздо больше, чем в «персонах» — это удобный интерфейс и нормальный саундтрек — без песен.
И то и то бесит в современных «персонах», даже вот смотришь скриншоты Persona 5 и думаешь — ну зачем же они понаделали все эти крупные надписи под разными углами? Вот только не хватало мне во время боя пытаться прочесть, что там по диагонали написано.
В Shin Megami Tensei IV всего этого нет, как нет и «симулятора школьника». Плюс, здесь довольно мрачный сюжет, ну и в целом как-то впечатляет.
Главное, что стоит отметить — jRPG от Atlus совсем не похожи на все эти штампы про кристаллы в теле молоденьких девушек, сексапильных антагонисток, руководящих стимпанковой империей с летающими кораблями, ну и всё такое. Короче, это как если взять известную YouTube-пародию от College Humor под названием Every jRPG Ever (абсолютно любая jRPG) и сделать всё с точностью наоборот.
Итак, в SMT IV нужно сражаться с демонами в пошаговых боях и периодически по сюжету выбирать свою линию поведения, что влияет на концовку. Завязку сюжета пересказывать не буду, т.к. она проспойлерит 50% игры, если рассказать её именно нормально, а не как в игровых журналах 80-х, оперируя лишь первыми 5-ю минутами игры. Гораздо важнее, что игра почти сразу бросает в бой, и боёв будет много — и это, причём, ещё что-то вроде туториала. Разработчики настолько не хотели, чтобы игрок заскучал, что первое время даже перемещение по локациям происходит лишь с помощью выбора места на статичной карте. Уже потом, когда игрок откроет Токио, интерактивных перемещений в трёхмерном окружении станет гораздо больше (но всё равно анимации в игре мало).
Ещё радует, что здесь нет никаких случайных боёв. При том, что демоны спаунятся относительно рандомно, однако вы их видите заранее — можете убежать или самостоятельно инициировать бой, получив, таким образом, бонусную первую атаку.
Также и каждый бой может проходить по очень и очень разным сценариям — всё зависит от вас. К примеру, вы можете торговаться с теми демонами, с которыми сражаетесь, а можете даже переманивать их на свою сторону. Более того, без переманивания демонов играть вообще будет очень тяжело — ведь, это чуть ли не базовая механика игры.
«Ваших» демонов потом можно будет сношать в разных позах гм… переплавлять, что ли — короче, берёте двух демонов и получаете из них другого демона, наследующего спецприёмы родителей по вашему выбору. Иногда эта «переплавка» позволяет получить демона более высокого уровня, а иногда нужна для получения определённой способности — например, чтобы забить босса. Практически у каждого персонажа есть какая-то слабость (у некоторых слабостей много) и если «бить» именно в эту слабость — то можно получить на один ход больше. То есть, когда партия из четырёх персонажей (вы плюс три демона) бьёт босса, это до 8 ударов вместо базовых четырёх. А в боях с боссами каждый удар на счету!
Здесь, кстати, кроется первый косяк игры — на первых порах некоторые боссы отдают неприятным рандомом, который фанаты игры почему-то называют сложностью. То есть, босс внезапно может применить какой-то приём, который одним махом вынесет всю вашу партию вместе с вами. А может и не применить. Именно поэтому я это сложностью не считаю — потому, что вся сложность здесь в том, чтобы манипулируя кнопками Save/Load добиться правильной последовательности не зависящих от игрока действий. А это не так уж сложно.
Потом-то, ближе к середине игры, этот рандом нивелируется за счёт высоких уровней ваших персонажей, которых уже «сваншотить» очень сложно. Правда, всё равно заранее лучше «проверить» босса на уязвимость, потом отобрать или «скрафтить» себе нужных демонов, и уже потом драться с ним «взаправду».
Стоит, впрочем, отметить, что у игры отсутствует перманентная смерть и gameover. Если ваш главный персонаж умирает в бою, то у оставшейся партии всё равно остаётся шанс победить и тогда вы автоматически оживаете с одной единицей HP. Если же погибают все, кроме вас, то вы их можете оживить применением особого предмета или просто поспать в бараках или найти хилера (в некоторых миссиях бывают хилеры). Ну а если умрут все, включая вас — вы попадёте на приём к Харону, который скажет, что ему чего-то влом сейчас вами заниматься и если вы ему заплатите (или внутриигровой валютой или монетками 3DS, которые набираются, когда вы ходите с консолью), то он вас отпустит. Последний вариант во многом аналогичен Save/Load, однако Save/Load банально быстрее.
И это второй косяк игры. То есть, если я полностью умер, мне гораздо быстрее закрыть игру, запустить её снова и загрузить сохранение (всё это очень быстро происходит), чем смотреть, даже на перемотке, одинаковую сцену с Хароном (её альтернативный вариант — без Харона — показали мне лишь один раз). Конечно, при условии, что я не забыл сохраниться. Однако достаточно слушать советы электронного ассистента, чтобы всегда заранее знать, где находится босс.
В общем, Shin Megami Tensei IV дала мне практически всё, что я ждал от jRPG: интересную пошаговую боевую систему (разве что, без тактики), концентрацию на боях, а не на истории, но при этом — интересную и не особо заезженную историю с возможностью влиять на её исход. И ещё при повышении уровня здесь можно выбирать, куда вкладывать очки. Да и вообще, различных параметров в игре много, но не чересчур, плюс всё вводится постепенно и, в общем, не запутаешься. Когда пройду — стоит поиграть в другие части, однозначно. Очень хотелось бы что-то из серии увидеть и на Switch, пусть хотя бы очередную Persona.