Сам себя обманул

Хотите я вам расскажу правдивую байку о слепом тестировании? Как-то в одном сугубо маргинальном ЖЖ-сообществе ru-guitar в очередной раз подняли вопрос сравнения качества звучания аналоговых гитарных примочек и цифровых процессоров. Дабы не мучать читателя лишней ему информацией, скажу, что обычно ценители «тёплого лампового звука» цифровые процессоры не любят. Но я был твёрдо убеждён, что все эти доморощенные «ценители» слышат совсем не ушами, а глазами — если видят старый уважаемый бренд, то он для них «звучит» тепло, живо, правильно. Видят «типичного производителя цифровых процессоров» — звучит холодно и безжизненно. Хотя сами они уверяли, что всё это реально слышат ушами и всегда отличат «голимый» процессор от «живого» аналогового звука.

В общем, решил я провести слепой тест. У меня как раз под рукой валялась одна уважаемая аналоговая примочка, три цифровых процессора, от паршивого до практически студийного, ну и весьма годная программа для Mac, выдававшая солидный электрогитарный звук. Короче, было что с чем сравнивать. Я записал 10 коротких треков, по 2 на каждую примочку. С точки зрения музыки треки были одинаковыми, и различались только обработкой гитарной партии. Дальше мне нужно было их рандомно раскидать по номерам от 1 до 10, чтобы, как говорится, «никто не догадался». Именно на этом этапе я, совершенно случайно, допустил одну забавную ошибку.

Хотя и без учёта той ошибки результаты тестирования доставляли немало лулзов. Для многих слушателей (коих набралось больше сотни) самый дешёвый, низкокачественный и «легендарный» процессор Zoom 505 звучал как аналоговая примочка, подключенная «в линию». А мой напарник по рок-группе, долгое время убеждавший меня избавиться от процессора Digitech-RP250 в пользу более дорогого и более качественного, в качестве наилучшего гитарного звука выбрал именно его. Ну и единственная аналоговая примочка в слепом тестировании (весьма уважаемая в сообществе гитаристов) получила чуть ли не худшую оценку (даже ниже Zoom 505!).

Но самый главный лулз доставила та самая ошибка, которую я даже не заметил. В-принципе, я изначально планировал, что треки №1 и №6 будут записаны на одну и ту же гитарную примочку: весьма недешёвый цифровой гитарный процессор Line6 POD HD 300. Но, честное слово, я совсем не собирался делать эти треки абсолютно одинаковыми. Как-то так получилось, что трек №1 я сохранил и под №6, хотя там предполагалась совершенно другая гитарная обработка, пусть и выполненная при помощи того же процессора. Однако подвох заметил только один из всех участников слепого тестирования, о чём этот чуткий человек и написал в комментариях. Я, помнится, ему даже сначала не поверил, долго потом слушал оба трека, до последнего казавшихся мне разными, сверял контрольные суммы файлов… Но, увы, он был прав.

Так вот, в чём главный прикол: для подавляющего большинства слушателей трек №6 звучал намного «натуральнее», чем трек №1. Несмотря на то, что треки действительно были абсолютно идентичными вплоть до каждого бита. То ли уши «теплели», то ли чувствительность снижалась. Таким образом, мне и самому удалось поучаствовать в слепом тестировании, которые я сам же и устроил. И с тех пор я верю в важность слепых тестирований, цель которых мне видится не в том, чтобы найти нечто лучшее среди конкурентов, сколько в том, чтобы избавиться от собственных предрассудков.

Ну и, раз уж вы дочитали до этого места, приглашаю оставить свой голос в тестировании камер смартфонов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс