Про мессенджеры в целом и Телеграм в частности

В далёкие 2000-е, в пик популярности ICQ, было модно эту самую «аську» травить и «убивать». В качестве основного «убийцы» аськи гики предлагали протокол Jabber, он же XMPP (сам грешен). У Jabber/XMPP действительно было много преимуществ по сравнению с аськой и клиентов для него было куча под самые разные платформы. Тогда как аська какое-то время, до появления QIP, была одна, громоздкая и с рекламой, да QIP довольно быстро скатился в сраное говно.

Так что, популярность Jabber/XMPP начала медленно расти. Немало помогал этому росту и довольно забавный факт: для абонентов Билайна в Москве выделялось крайне мало IP-адресов, а у аськи были проблемы со входом более 1000 клиентов с одного IP. Проблему решал установленный на телефон клиент Jabber/XMPP с «портом» в ICQ.

Казалось, при таком раскладе аська умрёт уже очень быстро и торжество «правильного» протокола передачи мгновенных сообщений, Jabber/XMPP, не за горами. Там и Google со своим Google Talk, основанным полностью на XMPP, и Яндекс со своим Я.Онлайн, да и QIP Infium, сделавший регистрацию через XMPP…

Но если мы посмотрим на реальность сегодняшнего дня, то ICQ, при все своей отсталости, всё равно остаётся популярнее Jabber/XMPP, от которого отказались сегодня чуть менее, чем все крупные разработчики веб-сервисов (и Google и Яндекс, в частности). Причём, если ICQ немало изменилась, решив все основные проблемы (что ей всё равно уже не поможет — вернуть назад всех пользователей почти нереально), то Jabber/XMPP остался со всеми своими «детскими» проблемами, существовавшими ещё в 1999-м году.

Короче, к чему я это всё. Любые попытки «перевести людей» на какой-то один, расово верный и православный мессенджер обречены на провал. Думаю, человек, который подробно проанализирует, почему одни мессенджеры становятся популярными, хотя они типа говно, а другие — нет, хотя они типа тру, будет достоин, как минимум Нобелевской премии. Не меньше.

А людей переводить никуда не надо — это бесполезно. Популярность мессенджеров — это естественный процесс, который невозможно в сколько-нибудь заметных масштабах регулировать «снизу» (т.е. со стороны пользователей), а, разве что, «сверху» — со стороны самих разработчиков и нанятых ими маркетологов.

Сколько бы ни тужились фанатики Telegram, запомните мои слова — никогда не будет такого, что Telegram завоюет критическую массу пользователей. Почему? Да потому, что он уже этого не сделал. Да, WhatsApp почти наверняка умрёт. Да, Viber уже тоже обречён, хотя когда-то это был самый перспективный мессенджер.

Возможно, люди массово пересядут на FB Messenger, возможно, Apple родит-таки iMessage для конкурирующих систем (как мобильных, так и ПК). Но Telegram уже не помочь. Не потому, что он плохой. А, в первую очередь, потому, что он — никакой и за ним ровно никто не стоит. Telegram — это Jabber нашего времени. Пусть он сколь угодно хороший и т.п., но он — продукт, сделанный гиками для гиков. А это означает клеймо смерти на рынке массового пользования.

И вот хотите верьте, хотите — нет.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс