FAQ: как ездить в поездах, часть II – “едем уверенно”

Вторая часть FAQ, посвящённая поездке в поездах, будет посвящена практическим вещам. Итак, вы взяли билет (как брать билет я уже писал: http://denismajor.livejournal.com/181584.html) на нужный вам поезд и с нетерпением ждёте наступления “того самого” дня.
Во-первых, важно не опоздать на поезд. Для этого, в первую очередь, надо постараться не перепутать дату отправления. Месяц и дату поездки надо проверять сразу же – не отходя от кассы, в которой вы покупали билет. Нередки случаи, когда кассир выбивает вам билет на другой месяц (часто кассир сама замечает и исправляет ошибку, но все ж люди – вы понимаете), также проверьте свою фамилию и инициалы на билете и номер паспорта. Кроме того, советую включать стоимость постели в стоимость билета (если вы вообще собираетесь брать постель, если нет – помните, что без постели вам не разрешат пользоваться матрасом и подушкой) и взять страховку. Страховка стоит недорого, а о несчастном случае (не дай Бог, конечно) вас никто заранее не предупредит. И то, что вы сто раз ездили без проблем не только не уменьшает вероятности несчастного случая, но наборот – увеличивает эту вероятность.
Итак, месяц вы проверили. Теперь ещё раз внимательнее проверьте дату и время. Помните, что число дня начинает свой отчёт с 00:00 часов даже если вы ложитесь спать гораздо позже. Закончились “Спокойной ночи малыши”, прошло 3 часа – и всё, новый день наступил. Поэтому если вы взяли билет на 5-е число на 00:05 – это ночь с 4 на 5-е, а не с 5 на 6-е. Это надо помнить и когда вы собираетесь выезжать – не опоздайте! Билет могут принять назад не позже 3-х часов с момента отправления вашего поезда (с неслабыми потерями для вас, конечно, но какие-то деньги вам всё равно вернут), через сутки ваш билет уже никому не нужен.

Итак, с днём определились. Следующий момент – если вы едете от конечной станции, то помните, что посадка на поезд начинается за 30 минут до его отправления. Конечно, бывают случаи, когда сие событие случается раньше или позже, но стандарт – это 30 минут. Даже если поезд подали к перрону намного раньше – никто вас в него не пустит. Лучше всего приходить на вокзал как раз к моменту начала посадки в поезд – позже объясню почему. Но прежде всего – сильно снижается вероятность того, что вы опоздаете, а опаздывать на поезд – это не то, что на работу. На работе поругают, но пустят, а поезд уедет и фамилию вашу не спросит, достаточно разминуться с ним на всего-то одну жалкую минуту. Поэтому подходите к этому делу ответственно. Конечно, поезд может задержаться с отправлением, но вся информация о нём со всех электронных табло пропадает как только наступило время его отправления. Т.е. де-факто поезд может простоять лишних две минуты, но вы потеряете 5 минут в попытках найти его – и всё равно опоздаете. Кроме того, проводники имеют право не пускать вас в поезд после времени его отправления, хотя они тоже люди и делают так редко, но зато вы можете (при наличии билета на этот поезд) зайти в любой вагон, а потом при помощи межвагонных переходов добраться до своего вагона – т.е. если вы подошли к поезду, а он всё ещё стоит и должен с секунды на секунду отправиться, вам необязательно бежать до своего вагона.
Предъявляя билет не забудьте про паспорт. Несмотря на то, что в некоторых поездах паспорта уже не проверяют, если всё-таки его проверят (что скорее всего) и там будет другая фамилия или номер паспорта (если вы меняли паспорт – в нём должны быть сведения о старом паспорте) – вас не пустят в поезд.
Если вы садитесь в поезд на промежуточной станции – не лишним будет узнать, во сколько он прибывает – эту информацию можно получить из интернета, из справочной вокзала, из электронных табло или из расписания движения поездов по вашей станции – оно должно висеть где-то в вокзальных помещениях станции. На билете указывается только время отправления поезда. Кстати, минимальное время стоянки поезда на станции – 1 минута, хотя поезд не тронется, пока проводники не просигналят машинисту, что посадка окончена. Так что если вы находитесь на перроне и садитесь в поезд – без вас не уедут. А вот если вы бежите по переходу в поисках нужной вам платформы – запросто можете опоздать. Поэтому приезжайте заранее.
Подходя к вагону, который ещё не открыли, но вот-вот откроют, помните, что вход вагон всегда со стороны купе проводника. Как узнать где купе проводника? Обычно, возле этой двери вагона либо нет окон (это значит, что вагон повёрнут к вам стороной бойлера) либо два маленьких окна (сторона купе проводников и служебного помещения). Встаньте рядом с дверью в метре от неё (чтобы проводнику тоже было куда встать) и приготовьте билет и паспорт (ещё лучше открыть паспорт на странице с фотографией и личными данными). Когда проводник откроет двери вагона – не спешите совать ему под нос свой билет – сначала он должен протереть поручни (даже если платформа высокая – на уровне пола вагона), а потом (если платформа низкая) – открыть доступ к лестнице. Если вы будете стоять с билетом и паспоротом наготове – проводник сам возьмёт их у вас, проверит, если всё в порядке – назовёт вам номер вашего места (то, которое указано в билете) и пропустит в вагон.

Итак вы вошли в вагон:

Сидячий вагон
Как я уже говорил, нечётное место – возле окна, чётное – возле прохода. Вообще, ещё когда вы будете брать билет, хорошенько подумайте – какое вам выбрать. Я понимаю, что все мы дети и всем хочется “у окошка”, но если вы хотите каждые 5 минут куда-то ходить (в туалет, в ресторан, покурить, походить) – то лучше берите возле прохода. И вам спокойнее и вашему соседу. Если же вы хотите сидеть всё (или почти всё) время следования поезда – независимо от ваших предпочтений берите “у окна”, иначе задолбают вас, а вам оно надо? Итак, вы зашли в сидячий вагон. Займите своё место, попробуйте опустить/поднять сиденье и найдите максимально удобное для себя положение. Повесьте куртку на крючок возле окна, положите сумки на багажную полку над окнами (как в электричке) и снова сядьте. Убедитесь, что вам удобно и в этом положении оставьте своё кресло – пусть соседи под вас подстраиваются. Если упустите момент – может статься так, что соседи за вашей спиной поставят к креслу какую-нибудь сумку, которая не даст вам опустить своё кресло до удобного вам положения – и придётся вам всю дорогу или мучаться или ругаться с соседями – а оно вам надо?

Купейный вагон (2-й класс)
Как и в любом другом спальном вагоне (включая плацкартный) сразу найдите свою полку – сверьте номер места в билете по бирке. Нечётные места всегда внизу, чётные – верхние полки (это касается и боковых мест в плацкартном вагоне) – если только вы не едете в европейском 3-х местном купе. Кстати, при покупке билета невозможно узнать – будете ли ваше место расположено “по ходу” поезда или против (как и в случае сидячих мест) – вагон может быть ориентирован как угодно, даже все вагоны поезда редко ориентированы в одном направлении. В стандартном купейном вагоне 9 купе по 4 места в каждом, нумерация начинается от купе проводника – со стороны которого вы заходили. На двери купе должен быть его номер – так что не ломитесь в дверь с надписью “купе проводников”. Зайдите в купе, дверь пока лучше не закрывать. Повесьте куртку на вешалку со стороны двери, положите сумки в багажные отсеки. Если ваша полка нижняя – положите сумки в отсек под ней, если верхняя – в отсек над дверью. Раньше проводники начинали разносить постели после отправления поезда, но сейчас (особенно в ночных поездах) постели уже лежат либо на столе либо на полках (либо заправлены – если поезд фирменный). Если постель не заправлена и у вас верхняя полка – сразу же заправьте постель.
Купейные вагоны хороши тем, что возле каждой полки имеется лампочка (хотя, в новых плацкартных вагонах – например, как в поезде №55/56, тоже такие лампочки есть – даже возле боковых полок) – поэтому как только все пассажиры вашего купе улягутся – свет можно выключить. Выключатель находится справа от двери на стене рядом с ней. Замок (в старых вагонах) – слева в верху двери – нужно отогнуть на себя – он блокирует возможность открыть дверь даже проводнику (если оно вам нужно, конечно). В новых вагонах замок расположен рядом с ручкой открытия двери, но я не помню как он работает. новые вагоны отличаются тем, что полки в них шире и длиннее – можно даже растянуть ноги, а также прямо в купе есть индикаторы (над дверью) занятости обоих туалетов – рядом с ними (индикаторами) расположены выключатели света в купе.
Покупая билет в купе – обратите внимание на класс обслуживания. “2К” – означает обычный купейный билет, “2Э” (2Е)- эконом-класс – как правило, по этому билету каждому пассажиру предоставляется “сухой паёк”.

Плацкартный вагон (3-й класс)
Самый большой недостаток вагонов такого типа – большое количество народу и (довольно часто) низкий уровень культуры этого народа (последнее особенно актуально в летний период). Второй по значимости недостаток – невозможность по-нормальному вытянуть ноги ибо даже если вы лежите на верхней полки и ваши ноги выступают за её пределы всего на 1см – найдётся немало умников, которые просто умрут со скуки если не запинают вас по ногам. У меня вообще такое ощущение, что в плацкартных вагонах ездят исключительно люди с нарушенной координацией движения – поэтому и пишу этот FAQ, чтобы вы, дорогие френды, такими не были.
Итак, что самое первое нужно сделать в плацкартном вагоне? Неправильно, первым делом нужно выключить радио, даже если оно не работает – именно поэтому имеет смысл самому первому заходить в плацкартный вагон – хотите вы спокойно на утро поспать или нет, в конце-концов? Ручка регулировки громкости радио находится над окном по центру, чтобы выключить громкость нужно повернуть её до упора против часовой стрелки. Сначала выключите радио в соседних с вашим отсеках, а потом и в вашем отсеке. Открою вам секрет, радио – это тот инструмент, которым проводники “будят” пассажиров с утра, неважно во сколько приезжает поезд – в 5 утра или в 10, за полтора часа до прибытия проводниками включается радио, которое начинает противно орать противными песнями в тех отсеках, в которых ручка громкости не выкручена против часовой стрелки до упора. Выключите радио и сможете спокойно поспать. Теперь можете приступить к процедуре размещения ваших вещей – повесьте куртку (если найдёте куда. вешалка может находиться на стене рядом с окном либо отсутствовать как класс), положите сумки в багажный отсек (под нижней полкой – для владельцев билета на нижнюю полку и на 3-й полке для арендаторов верхней полки), начните стелить постель, если у вас верхняя полка.
Нумерация мест в плацкартном вагоне идёт также, как и в купейном – со стороны проводника, но для боковых мест нумерация обратная. Т.е. самый первый отсек содержит небоковые места с номерами 1,2,3,4 и боковые места с номерами 53,54 (боковые места имеют номер с 37 по 54 включительно).
Если у вас верхняя полка – запрыгните на неё. Это можно делать при помощи ступенек, расположеных на стене-перегородке со стороны прохода или простым атлетическим упраженением, доступным даже для задохликов вроде меня – возьмитесь руками за две соседние верхние полки (вернее, одну вашу и одну – соседнюю), но не беритесь руками за матрас. Я просто в шоке от “прыгальщиков”, которые и сами не запрыгнут и чужой матрас вместе с соседом стащат. Легко и непринуждённо просуньте ладонь между матрасами и полкой и лёгким движением запрыгните. Потренируйтесь, если требуется – ваши прыжки не должны раскачивать вагон – вы же не Кинг-конг в самом-то деле. Кстати, не забудьте заранее поставить обувь рядом с нижней полкой под стол – там её несколько сложнее искать, но зато её вряд ли кто-то заблюёт как снизу, так и сверху. И ничего смешного в этом нет – зная это правило я один раз спас свои кроссовки от подобной участи.

Кстати, не бойтесь верхних полок. Упасть с них – не так уж легко. На самом деле – не легче, чем с нижних, так что если вы не имеете привычки падать с дивана – бояться вам нечего. Главное – проверьте, не съезжает ли ваш матрас – полка в нормальном состоянии должна быть немного приподнята, образуя острый угол со стенкой, но изношенные полки слегка опускаются. У меня был случай, когда полка, на которой я спал, не была приподнята (а может даже немного спускалась) и матрас постоянно съезжал вниз. В этом случае можно принять меры – попросите у проводника специальные защитные ремни – они должны у него быть. Видите замочки на торце верхней и 3-й полки? Вот к ним и прикрепите ремни. Ну а в современных купейных вагонах, как правило, есть специальные раскладывающиеся бортики.

Ещё пара секретов в плацкартном вагоне.
Во-первых, оба туалета в плацкартном вагоне доступны для пассажиров. Да, в периоды перестройки некоторые пассажиры привыкли, что туалет рядом с проводниками предназначен только для них, но это не так. И ещё одна “совковая” привычка – не одевайте в поезд заношенные трико с растянутыми коленками. Это просто мерзко. Да и вообще незачем в поезд брать смену одежды – вы ж не собираетесь в одежде спать, так ведь?
Под каждым столом в небоковом отсеке есть открывашка – полезная штуковина. Вообще, еда в поезде – это очень романтично, но не стоит набирать с собой баулы с едой. Если вы едете ночь – зачем вам еда? А если днём, да ещё и в летний период – вы можете купить еду прямо на станции – горячую, домашнюю, здоровую пищу. Я лично ещё ни разу не травился, а желудок у меня восприимчивый. Кроме того, у проводника всегда должна быть в продаже минералка и какое-нибудь печенье (не считая чая – это святое). И тем более не начинайте есть как только сели в поезд. Особенно если поезд ещё не отправился. Особенно курицу из фольги. Особенно с варёными яйцами (и огурцами/помидорами), которые в эту же фольгу вы собираетесь чистить. Это тоже премерзко и дурной тон, хотя и не в такой степени, как пропуканное заношенное трико.

Если ваш вагон оборудован биотуалетами – сходите туда сразу же, как сели в поезд – не надо ждать его отправления. Если закрыто – обратитесь к проводнику. Но в биотуалете ни в коем случае не бросайте бумагу (и другие предметы) в унитаз – для этого есть мусорное ведро. Есть вагоны, в которых вода из крана включается педалью (ха-ха, я долго искал где там воду пускать, и не я один – кто-то даже сломал кран ненароком), хотя самый распространённый способ – надавить вверх на язычок, выступающий из крана. Привычные ручки возле крана, по идее, должны регулировать баланс холодной и горячей воды. В общем, если у вас в вагоне биотуалет – вам крупно повезло. Не надо вставать за полтора часа до прибытия, чтобы почистить зубы. Посмейтесь над всеми этими неудачниками, не читавшими данного FAQ, и спокойно спите. За 10 минут до прибытия встаньте и сходите в свободный туалет, а потом закажите у проводника чай (ведь, это святое). Правда здорово? Особенно если вы заранее выключили радио в своём и соседних отсеках.

Кстати, не многие знают, но бельё проводнику сдавать не обязательно. Особенно если проводник этого не требует. Хотя если и требует – вы можете с ним поскандалить и указать на правила проезда пассажиров и обязанности проводников, но обычно они всё-таки не заставляют. Просто оставьте постель на своём месте: убирать постели – это обязанность проводников. Если вы всё-таки же решили отнести проводнику постель – не надо её аккуратно складывать – её ж стирать всё равно будут, никто вашего старания не оценит. Положите все элеметны постельного белья в простыню, сверните её и в таком виде отнесите проводнику.

Иногда по плацкартным вагонам ходят проводники других вагонов и предлагают за отдельную плату перейти в купе. Стесняться такого предложения не стоит – как правило, купе в данном случае не дороже, чем в кассе, а удобство может быть выше – если окажется, что вам предлагают перейти в купе для проводников – ведь, там всего два места: особенно удобно для пар. Главное, не давайте никому денег, пока не убедитесь, что вас ведёт именно проводник и пока он не покажет вам ваше новое место.

Ещё два момента – денежных.
Билет можно не только купить, но и вернуть. Чем раньше вы возвращаете билет – тем больше денег вам вернут. Возвращая билет даже за неделю вы теряете не так уж много. Лучше всего (если вам нужно вернуть билет) постараться успеть за 3 часа до отхода поезда. А через 3 часа после времени отправления билет вернуть будет уже невозможно.
В случае опоздания прибытия поезда на нужную вам станцию компания РЖД также может компенсировать вам 3% за каждый полный час опоздания. Не так много, в общем-то, и действительно только если поезд следует по России.

В общем, надеюсь данный FAQ поможет вам получать больше удовольствия от поездки в поездах. Жду ваших дополнений и замечаний, а также готовлю к публикации FAQ “Едем из Москвы на Украину поездом”.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс