Super Mario 3D World: от «Денди» до наших дней

Марио, Марио, Марио… да сколько можно делать игры с Марио?! Задрали уже! — Примерно так говорят люди, которые не играют в игры с Марио, поэтому мы их слушать не будем. Но я поиграл, и расскажу, а вы слушайте.

super_mario_3d_world-wide

История Марио началась давно — я говорю о самом персонаже. Впервые в видеоиграх он появился в Donkey Kong (1981 г) под именем Jumper — прыгун. Там он спасал некую девицу от страшной лохматой обезъяны.

Тот самый Donkey Kong

Немного расходящаяся с официальной, но правдивая 146% история появления персонажа

Чуть позже, в 83-м, в Nintendo запилили для персонажа собственную игру, дали ему уже нормальное имя, и брата заодно. Игра называлась Mario Bros. и в ней надо было очищать канализацию от всяких мутантов. Кстати, долгое время это была единственная игра «про Марио», где можно было играть вдвоём одновременно на одном экране. Кооператив, короче.

Тот самый, оригинальный Mario Bros.

Дальше были ещё игры, где Марио участвовал в качестве персонажа, хотя и не всегда об этом прямо говорилось. Ну, подумаешь, ходит мужик и что-то делает. Вот, например, как во Wrecking Crew — одной из моих любимых игр на NES.

Wrecking Crew. Кто не играл — у того детства не было!

Но настоящим прорывом стало издание игры Super Mario Bros. в 1985-м году на всё той же Nintendo Entertainment System (NES), более известной в Японии как Famicom (family computer), а в СССР как «Денди».

Кстати, некоторые ошибочно считают, что SMB была первым платформером. Но это не так. Первым платформером был легендарный Pitfall! от Atari (1982 год), но сегодня всё равно больше помнят именно SMB.

Чем же была так хороша игра про «супер Марио»? Ну, во-первых, динамичным геймплеем. Теперь вы не просто тупили на экране, а куда-то бежали, прыгали. Местами бежать нужно было очень быстро, а прыгать — очень высоко. Это потом появились всякие Соники, Рэйманы и прочее.

Во-вторых, сбалансированным геймплеем. Игра была в меру простой и в меру сложной. При этом, сложно плавно нарастала, локальными пиками, что позволяло доиграть до конца не сойдя с ума, не раздолбав геймпад о телевизор, и не вызвав демонов адскими проклятиями в адрес разработчиков.

В-третьих, клёвой музыкой, которую переиграли чуть менее, чем во всех мыслимых и немыслимых музыкальных стилях.

Видео ряд там как раз из Super Mario 3D World

В-четвёртых, абсурдностью всего происходящего на экране. Ходячие грибы? Летающие черепахи? И дракон — тоже черепаха, но большая? Чтобы получить суперсилу нужно съесть мухомор? В трубах живут цветы-пираньи? К сожалению, сегодня невозможно найти адекватного взрослого человека, который бы никогда не слышал про Супер Марио, но вот просто представьте, что бы было, если б вы такого человека нашли и перессказали ему игру? И добавили бы, что это самая продаваемая игра на планете?

В общем, потом были многочисленные продолжения — только на NES вышло два полноценных продолжения (а кроме них ещё всякие дополнительные уровни и много чего ещё). Игра серии «супермарио» неизменно сопровождала каждую игровую консоль от Nintendo.

И вот, когда суровая трёхмерность ворвалась в игры, нарушив покой разработчиков, Nintendo посралась с Sony (по итогам этого срача Sony сделали свою PlayStation, а Nintendo — Nintendo 64) и решила, что отныне всё будет трёхмерным. Так появилась Super Mario 64 — первая трёхмерная игра серии «супермарио».

Super Mario 64 Longplay

Надо сказать, что успех трёхмерного Марио был гораздо выше, чем обычно бывает у ставших трёхмерными двухмерных игр. Вспомните, например Lemmings, Worms, Mortal Kombat — все они, в итоге, вернулись к двухмерному геймплею. С трёхмерностью повезло только Дюку Нюкему, да играм Nintendo (трёхмерный Metroid, например, тоже огонь).

В общем, следующие две игры про Супер Марио тоже были трёхмерными. Но потом, для Wii, уже после успеха Super Mario Galaxy (тоже трёхмерного) решили запилить «старую добрую ламповую» двухмерную New Super Mario Bros. Wii. И на этом этапе игры разделились: теперь у нас есть двухмерная, классическая, линейка «супермарио» и трёхмерная.

Короче, я всё это написал, просто чтобы рассказать, что на Wii U уже вышли две разных игры Super Mario, и в одну из них вы можете не играть (New Super Mario Bros. U) — ничего не потеряете. А вот Super Mario 3D World — это мастхэв, бестселлер, игра года, и всё такое, что только можно придумать в адрес игры.

Можно я не буду пытаться объяснить, что тут происходит, ладно?
Можно я не буду пытаться объяснить, что тут происходит, ладно?

Итак, как уже ясно из названия, Super Mario 3D World — представитель трёхмерных супермарио. Кстати, выпущенная для Nintendo 3DS Super Mario 3D Land хотя и похожа (графикой, названием, и много ещё чем) всё же является другой игрой. И, кстати, тоже мастхэв и прочее. Но для 3DS.

Кого-то мне эти парни напоминают...
Кого-то мне эти парни напоминают…

Чем же так хороша SM3DW?

Во-первых, тем самым сбалансированным геймплеем. Вот прям сложного-сложного здесь ничего нет — после нескольких попыток любой уровень пройдёт даже девушка. Здесь нет раздражающих выходов из уровня после каждой «смерти», как в современных двухмерных SMB, действия врагов и динамически изменяющихся элементов уровня предсказуемы и хорошо просматриваются, а усилители идеально подобраны. И сохраняться здесь можно в любом месте вне уровней.

Уровень drive-by
Уровень drive-by

Кстати, по мотивам некоторых уровней в SM3DW Nintendo выпустили даже целую игру — Captain Toad: Treasure Tracker.

Вот этот уровень с Тоадом
Вот этот уровень с Тоадом

Во-вторых, графика. SM3DW нереально красива. Кстати, если вы видели Knack на PlayStation 4, то знайте, игру пытались скопировать именно с SM3DW (это видно, в том числе, по графике), только у Knack в итоге рейтинг 5,9 на IGN, а у SM3DW знаете сколько? 9,6. Но не только из-за графики, конечно. Просто здесь прекрасно всё.

Красотища!
Красотища!

В-третьих, здесь есть кооператив — можно играть хоть вчетвером. Причём, как офлайн, так и по сети (сетевой режим напоминает LittleBigPlanet). При этом, играть можно на любых геймпадах, а не как у New Super Mario Bros. U, где для игры «вмногером» надо откладывать Wii U GamePad и брать на всех Wii Remote.

Не то, чтобы вчетвером играть проще... но веселее точно
Не то, чтобы вчетвером играть проще… но веселее точно

В-четвёртых, игра, хоть и платформер, да ещё и про Марио, даёт некое ощущение приключения. Этому способствует и свободное перемещение по уровням и дизайн уровней в целом.

Коты-нинзя
Коты-нинзя

В-пятых, у игры тупо нет объективных недостатков. Ну правда. Вы можете сказать, что вам не нравится Марио как персонаж, или что вы не любите платформеры, но это всё вкусовщина, субъективное.

Непростая ситуация
Непростая ситуация

Геймплей

Ну а рассказывать про геймплей, наверное, и смысла нет. Ходят наши персонажи (Марио, Луиджи, Принцесса Пич, Тоад) и спасают фей Грибного Королевства от приспешников Боузера. Прыгаем, пуляемся огненными шариками или бумерангами, машем хвостом в костюме тануки… Ах, да! Как же я забыл!

А ещё супер-Марио может быть пупер-супер-Марио!
А ещё супер-Марио может быть пупер-супер-Марио!

Отличительная черта SM3DW от прочих — костюм… котика! Не, я понимаю, звучит абсурдно — да и с костюмом тануки было абсурдно, но тут… Персонажи ещё так аутентично мяукают иногда, и могут цепляясь когтями взбираться по стенам. Ну и царапать когтями врагов, конечно же!

Аццкий замес
Аццкий замес

Итого

В общем, задача стара как мир — сквозь полчища врагов пробраться до босса и замочить его. Попутно собирая монетки, как обычные, так и большие (по 3 на уровень — их ещё попробуй найди, а как нашёл — попробуй возьми). Но постановка задачи здесь не главное. Главное — что в это почему-то невероятно интересно играть даже 30 лет спустя. Тем более, с каждой частью «супермарио» становится только лучше.

И когда казино-уровни вошли в моду у платформеров?
И когда казино-уровни вошли в моду у платформеров?
Winter is coming!
Winter is coming!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс