Почему гонки непопулярны, рецепт хорошей гонки

Гонки нынче почти никто не покупает, если это не Mario Kart. Как такое могло произойти, если ещё десяток лет назад выход очередного Need For Speed или Test Drive был важным событием на рынке игр?

Причина 1: больше всего гонок выпускает ЕА

Казалось бы, причём тут это? Да вот причём. Логика ЕА как издателя такая: «Мы делаем гонку, она непопулярна, следовательно, гонки непопулярны». Потом эта совершенно бредовая мысль идёт в разные интервью и статьи, и более мелкие разработчики начинают этому верить. И правда — зачем вкладывать последние деньги в разработку «игры-мечты», если она выйдет в якобы непопулярном жанре?

В действительности в ЕА просто не хотят видеть очевидную вещь — непопулярны не %жанр_игр%, а сами по себе дерьмовые игры. И вот если ЕА, как один из крупнейших издателей гонок, раз за разом выпускает откровенное дерьмецо, то даже фанаты гонок будут охладевать к жанру. Ну не к жанру как к таковому, но к новым играм в этом жанре.

Самый первый Need For Speed. Вот это была хорошая игра!

Ну посудите сами — какой Need For Speed из последних был хорош во всём? Да никакой! В Payback сплошное уныние: огромный и совершенно пустой мир, по которому заставляют ездить строго по чекпоинтам, обозначенным огромными синими арками. При этом, здесь фуры гоняют на 200 км/ч лихо вписываясь в любые повороты. А вдобавок графона особо не завезли.

В NFS 2015 весьма крутая система прокачки автомобиля и механика самих гонок, и даже постоянная ночь играет на руку графике (она кажется фотореалистичной — но лишь кажется, именно из-за недостатка деталей и освещения, не позволяющего увидеть этот недостаток), однако сцены с живыми актёрами… да и ночь, которая сменяется утром при пересечении перекрёстка, а стоит повернуть назад — снова темнеет… и натужная попытка придумать сюжет…

Или вот Rivals — горы пафоса, минимум действия.

Или Most Wanted 2, где сама игра запрещает эмоционально привязываться к тачкам (хорошая гонка просто обязана обеспечивать эту привязанность).

Или The Run в котором всё прекрасно (мы к этому ещё вернёмся), кроме тупого сюжета и физики гружёных барж.

Или Hot Pursuit 2, который купили только из-за названия (как и Most Wanted), а так — те же гружёные баржи (но менее гружёные, чем в The Run) и неинтересный мир.

Причина 2: консоли с крутыми гоночными эксклюзивами не популярны

Самые крутые гонки сейчас только на Xbox One и Nintendo Switch. Но на Switch это Mario Kart, которая всё же не совсем гонка. Что делать, если хочется в тру-автомобили? Остаётся Forza Motorsport как симулятор и Forza Horizon как аркада.

В целом, Forza Horizon великолепна. В ней есть всё, что нужно крутой гонке, разве что, разнообразия чуток не завезли (это исправляют с помощью DLC, но они стоят денег). Но Xbox One у нас особой популярностью не пользуется — людям больше нравится дрочить на эксклюзивы PlayStation 4, где убивают детей в 20 FPS и которые всё равно никто не покупает. Ну как людям нравится… маркетологи скормили отборный булшит, который большинство схавало (при том, что всего полтора года назад «программа партии» была другой и упор ставился на терафлопсы, но у людей память короткая и плох тот маркетолог, который это не использует в своих целях). Уж что-то, а маркетинг у Sony работает лучше всех, а у Microsoft — хуже всех. При этом, ни одного достойного конкурентноспособного гоночного эксклюзива Sony так и не представила, а Microsoft совершенно не умеют продавать то, что имеют.

Forza Horizon 2 прекрасна. Но из-за неумения Microsoft продавать свои продукты в неё могут поиграть не так уж много людей.

А ведь на PlayStation 3 была серия Motorstorm. Офигенная серия. Именно продолжение Motorstorm обязано было выйти на PlayStation 4, а не глючный и скучный Driveclub. Ну или хоть ремастер Motorsport в 1080/60p.

А ещё на PS3 была сеговская Outrun. Да, аркада в квадрате, но именно что интересная аркада. Но сейчас её даже не скачать — убрали из PS Store. Видимо, на серверах не хватало места для игр про убийство детей в 20 FPS. И ещё был эксклюзивный Ridge Racer 7, который, кстати, выдавал на PS3 графон 1080/60p.

И тот же Gran Turismo на PS3 был лучше, чем GT Sport. И 6-я часть, и 5-я и даже Prologue.

Причина 3: в современных гонках нужно приходить первым

Верный признак того, что геймдизайнера нужно выгонять из профессии к херам собачьим — если он делает гоночную игру так, что нужно прийти обязательно первым (яркий пример — The Crew). Жизнь учит нас, что нельзя везде быть первым и даже для победы в чемпионате необязательно каждый раз приходить первым во всех заездах. Игра должна хоть немножко отражать жизнь.

Да, не будучи везде первым ты не получишь самые крутые ништяки. Но жить можно, иначе наступает сильная демотивация (ну либо игра становится очень лёгкой — чтобы ты всегда побеждал).

Причина 4: гонки перестали быть интересными

Но главная причина всё же именно вот эта. Разработчики гонок просто не понимают, за что геймеры любят гонки. Однако геймеры это тоже не всегда понимают. А секрет прост:

1. Возможность выбрать себе крутую тачку и эмоционально к ней привязаться.

Если в гонке необходимо постоянно менять машину — это плохо. Да, бывает, что есть разные категории автомобилей для разных категорий заездов — это нормально, но в каждой категории у геймера должна быть любимая машина, к которой игра должна дать ему возможность привязаться. Возможно, привязка будет изначально — типа, он её выиграл в сложном и интересном состязании. Или за счёт прокачки-апгрейда (но не скучного тюнинга с подкручиванием жёсткости подвески — это не помешает, но помимо такого тюнинга, запрятанного куда подальше, должны быть более интересные вещи).

Даже в Motorstorm хотелось ездить на вполне определённых машинах. Причём! Игра ведь позволяла разным видам транспорта гоняться вместе. То есть, можно было выбрать одну-единственную машину и играть на любой трассе. Правда, в режиме карьеры всё равно нужно было менять — и это немного расстраивало. И хуже всего это было в Apocalypse (поэтому она была наименее успешна).

2. В меру реалистичная, но всё же аркадная физика.

Грубо говоря, ездить должно быть весело. Полную симуляцию надо оставить симуляторам — это отдельный жанр вообще (хотя, пару симуляторов я тут упомянул).

Ridge Racer всегда был до ужаса аркадный, но при этом играть было весело

Характерный показатель интересной физики — то, насколько просто автомобиль пустить в управляемый занос. Или, точнее, насколько просто игроку освоить управляемый занос. Кстати, это одна из причин популярности серии Ridge Racer.

3. И, пожалуй, самое основное — интересные и разные трассы.

Открытый мир нужен далеко не каждой гонке. По пальцам можно перечислить те, которые используют открытый мир удачно и выгодно — это Дальнобойщики 2 и Test Drive Unlimited. Но эти игры по жанру граничат с симуляторами, но не гоночными симуляторами, а симуляторами вождения. Это отдельная задротская категория игр, поэтому здесь я крайне субъективен. Мне лично Test Drive Unlimited 2 очень нравился и я бы очень хотел видеть его ремейк с более живыми локациями — чтобы люди там были, например, ну и деталей чуть побольше. Но в целом игра не особо была популярна.

Однако отдельные (без открытого мира), но крутые и разные трассы — выигрышный вариант. Между прочим, это один из ключевых факторов успеха Trackmania (относительного успеха, ибо у игры множество провалов по другим фронтам, но всё-таки) и главное достоинство NFS The Run.

Трасса из The Run. Не похожая ни на одну другую трассу из The Run. Редкость в наше время.

Вспомните, какими были трассы в ранних Need For Speed, например. Города, леса, снежные горы, пустыни… каждая трасса была уникальной и в меру возможностей графики того поколения рисовала красивые пейзажи. Одна из причин популярности серии Outrun — именно в красивых и разных трассах (ну и возможности их выбора «на ходу»).

Красивые (интересные) и разные здесь ни в коем случае разделять нельзя. Те же гонки в открытом мире вполне могут быть наполнены интересными и красивыми трассами (Forza Horizon), однако им в любом случае будет не хватать разнообразия. Разве что, мир должен быть действительно огромным — как в Test Drive Unlimited 2 (острова Ибица и Оаху в натуральную величину, на минуточку) — однако в это будет интересно играть только задротам вроде меня. Короче, трассы должны быть такими, чтобы по одному скриншоту с любого момента трассы вы могли безошибочно её узнать и не спутать с другой.

Короче, рецепт новейшей крутой гонки такой:

Берём и придумываем штук 20 трасс. Меньше сегодня уже стыдно. Лучше даже больше. Начинаем придумывание с проработки концепции, типа — здесь у нас трасса сначала будет проходить по заснеженному лесу на горе, с которой мы спускаемся на «осенний» пейзаж, проезжая горную деревушку. А вот у нас магистраль с запутанными развязками, ведущая из пригорода на окраину мегаполиса (или в самый центр — с уменьшенным масштабом).

Gran Turismo 4. Да-да, когда-то в GT были свои интересные трассы. В GT Sport только одна интересная осталась.

А вот — красивые серпантины Средиземноморья. И что-нибудь типа трассы на Луне для экзотики (можно сделать её как секретную — типа попробуй ещё открой). Ну и всё такое. Причём, можно даже придумать какие-то интерактивные штуки на каждой трассе — тут у нас град пойдёт, а вот тут фура перевернётся. Будет что-то в духе Split Second, только без активации игроком. Или вот на средиземноморской трассе красивый восход/закат показать.

Далее — автомобили. Опять же, главное — они должны быть очень разными. И по-разному выглядеть и по-разному ездить. Не страшно, если в нашей гонке будут в одном и том же заезде соревноваться мотоцикл, формула-1, бигфут и суперкар. Страшно, если у нас будет в заезде 20 почти одинаковых суперкаров с разными названиями. Машины можно вообще придумывать — необязательно их делать настоящими. У Ridge Racer, Flatout, Burnout, Motorstorm с этим не было никаких проблем. Ну и какую-то систему поощрения пользования одним и тем же автомобилем вроде того же апгрейда (да, за гонки игрок должен получать внутриигровую валюту, но чур никаких лутбоксов и микротранзанкций).

Все ругают EA, что они закрыли кучу хороших студий. А Sony, которая закрыла студию, сделавшую ЭТО!!! почему-то никто не ругает. А почему? Как можно было просрать такую игру?

Нитроускорение можно добавить, но какие-нибудь разные варианты (покупаемые за внутриигровую валюту) — типа, один раз за гонку, но мощный, или возобновляемый по времени, но заметно слабее (и нельзя активировать, пока полностью не заполнился).

Делаем крутую графику. Вот прям крутую. Есть куча жанров, где графон не важен, но гонки к ним не относятся. Если в гонке отстойная графика — то нафига в неё вообще играть?

Даже в любой Mario Kart графика наикрутейшая для своего времени. И обязательно 60 FPS. Если надо — принесём в жертву разрешение.

Почти все части Dirt интересны, в том числе, разными и красивыми трассами

Делаем крутой саундтрек, пишем его специально для игры. Никаких купленных в iTunes песен — это может работать при особо удачном выборе редких песен (как в Dirt 2), но всё-таки у игры должен быть свой уникальный звук (и звук машин тоже прорабатываем до мелочей — они должны реветь, визжать, ворчать — чтобы круто было и зрелищно).

Ну и придумываем какую-то простую, но понятную мотивацию. Не то, чтобы прям сюжет, но можно и его, лишь бы не отвлекал. Чтобы человек понимал, что он получит в конце игры помимо ачивок — например, легендарную тачку, на которой его периодически в процессе игры будет уделывать босс. Или возможность поездить на любой машине из трафика (в нашей игре должен быть трафик!).

А если прям сюжет, то пусть наш герой борется за какое-нибудь мировое господство — ведь, он типа по всему миру путешествует и гоняется. Ну или хоть за звание крутейшего гонщика в мире, хотя это уже набило оскомину. Или вот! Нужно заработать определённую сумму, потому что ты… эээ… задолжал мафии? требуется бабушке на лечение? хочешь полететь на Луну (секретная трасса, помните)?

И ещё у нас должна постепенно повышаться сложность. Пусть новые открываемые трассы будут сложнее, ну и противники ездят чуть получше. И да, противники в заездах должны быть одними и теми же! В смысле, к концу игры мы должны помнить их по именам. Разве что, слабые могут выбывать по ходу чемпионата, чтобы можно было добавлять новых, но всё равно нужно, чтобы сильных противников игрок помнил и видел их часто. Это будет подогревать дух соперничества.

Что касается усложнения — например, противники могут изучать поведение игрока и стараться ему препятствовать. Если игрок любит на поворотах обгонять слева — пусть AI заранее берёт левее на повороте, чтобы игроку приходилось сильно снижать скорость. Если игрок на прямых участках мало рулит — пусть AI заставит его «поиграть в шашки».

В Outrun было тупо приятно позалипать. Хотя как гонка она была так себе, конечно.

Да. И поменьше кольцевых трасс. И ни одной «спортивной» кольцевой трассы — это скучное говно нужно оставить симуляторам, где весь кайф исключительно в управлении автомобилем, а не в том, где и как вы едете.

Ладно, одну можно сделать — типа для тест-драйва, ну и разнообразия. Но не больше!

И игра должна получиться немного трешовой. Никаких серьёзных щщей — азарт, драйв, беспечность — вот это вот всё. Как вариант, вообще в духе Flatout или того же Motorstorm сделать гонку на развалюхах и чтобы побеждая можно было зарабатывать детали и ставить их на свою развалюху (но, разумеется, не все детали подходят к любой развалюхе, остальные продаём/покупаем за внутриигровое бабло).

Но к развалюхам обязательно нужно нарисовать много грязи — чтобы они месили грязь, разваливались прямо на трассе, ездили по болотам, периодически выезжая на асфальт, стряхивая с себя комки грязи, ну и всё такое. Трэш, угар, раздолье. Или пусть эта игра с развалюхами будет спин-оффом к той, которую я выше описал — будет использовать схожие принципы, но в немножко другом сеттинге. И какое-то название похожее типа, первая (с асфальтом и целыми тачками) — TrueTurboRacer, а вторая (с развалюхами в болоте) — TrueGrimeRacer.

И снова Dirt. Ну красиво же, блин! Прям вот хочется там оказаться, за рулём.

Напоследок, того человека, который предложит сделать в нашей игре туториал, запираем в чулане. И каждый раз, как он захочет есть — сначала три часа рассказываем ему, как надо питаться, как открывать рот, как жевать, как глотать, и всё такое. А если он попробует перебить типа «да я уже всё знаю!» — пинаем его ногами, чтобы не смел возмущаться, тварь такая. Туториал ему в гонке нужен, мазафака!

Ну что? Кто профинансирует такую гонку? Готов взять на себя обязанности геймдизайнера, ну и музыку могу написать.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
  • Eugene Tareyev

    «Самый первый Need For Speed».
    На скриншоте — самый второй Need for Speed.

    • и правда. поменял, теперь точно первый)

  • Eugene Tareyev

    А вообще ты описал в конце Road Rash.

  • Артем Быданов

    Авторы моторшторма вроде как делают новую игру.

    • Ну там половина людей в Codemasters ушла, а студия закрыта в 2016 году. Возможно, они как раз будут участвовать в разработке Onrush

  • Попробуй Gas Guzzlers Extreme

    • а где оно есть?

    • Мультиплатформа. У меня в стиме.

    • Никита Куприянов а она в 30 FPS штоле?

    • Denis Popovkin не помню, я давно играл. На компе вроде было 60. Приеду домой — гляну

    • Никита Куприянов я просто сейчас геймплей с ПК посмотрел на ютубе — там 30 (ну и на всех консолях вроде тоже)

    • Denis Popovkin запустил на минималках ради интереса 🙂 160-180 фпс, никакого лока.

  • Мои любимые гоночки: https://ru.wikipedia.org/wiki/Crash_Team_Racing

    • ну это клон мариокарт (хотя и удачный)

    • Денис, получается Mario Kart такая же крутая, как CTR в своё время?! Черт, тогда надо брать)

    • Ну Mario Kart 8 Deluxe прям ваще огонь 🙂

  • Михаил Дергалев

    А мне Миднайт Клаб 3 и 4 нравились. Шикарные гоночки. Почему серия заглохла?

  • Отчего же, в своё время заигрывал гран туризму до дыр. Было очень!

  • Я помню в Smash Cars / Недетские гонки много рубился. А из какого-то NFS до сих пор музыка в подборке.

    • Underground это вроде первый был. Не лучший NFS, мне больше всего Porsche Unleashed запомнился, но музыка в этом цепляла, из-за нее и играл 🙂

    • В андерграунде же там реп сплошной был?

    • А так да — порше была чудесной частью

    • Денис Поповкин не, рэпа там не очень много было по-моему. Ну или он очень хорошо был замаскирован 🙂

  • Андрей Ермолаев

    «И поменьше кольцевых трасс. И ни одной «спортивной» кольцевой трассы — это скучное говно нужно оставить симуляторам, где весь кайф исключительно в управлении автомобилем, а не в том, где и как вы едете.» Да! Ненавижу кольцевые гонки и жду, когда Rockstar наконец-то додумаются выпустить новый Midnight Club. Ладно, главный вопрос. Неужели по-вашему DriveClub настолько плох? Там не хватает кастомизации автомобиля, но плюсов-то навалом.

    • там скучная (и вообще довольно странная) физика и крайне невыразительный ИИ. В целом трассы неплохие (хотя местами выглядят мультяшно, но это простительно), но остального как-то не хватает.

      • Андрей Ермолаев

        физика странная, но к ней можно привыкнуть и даже начать получать удовольствие. К ИИ вопросов нет, он порою и путь обгона блокирует, но главное — никогда не дает спуска и пользуется твоими ошибками. Я тут вернулся в игру после долгого перерыва и все еще дико доволен проектом. До сих пор в шоке, что студию закрыли. Благо, ее пригрели Codemasters.

        • я так и не смог привыкнуть к физике. т.е. в моём понимании идеальная физика в аркадной гонке — это вот как в Forza Horizon или в NFS 2015.

          >»До сих пор в шоке, что студию закрыли»

          это очень расстраивает, да 🙁 я очень надеялся увидеть на PS4 ремастер Motorstorm: Pacific Rift

  • Рутра Заморосский

    Не понял, какая проблема с жанром,если есть идеальный Dirt Rally симулятор и почти идеальная Dirt 4 аркада? Там сотни часов кататься и кататься.

  • Я очень вценил Hot pursuit 2 на ПС3. Долго гонял. Мне дял идеальной гонки нужна трасса в красивых местах, дорогая машина красивая и музон в тему. Можно дестракта насыпать.