Persona 4: Golden — обзор игры для PS Vita

Кратко: сферическое аниме в вакууме.

Многие игрожуры облили Persona 4 таким количеством слюней, что можно бассейн «Москва» заново открывать. Как оригинальную P4, вышедшую ещё на PlayStation 2, так и ремейк для PS Vita с приставкой Golden (который изначально делался для PSP, но, видимо, с поставками галлюциногенов у разработчиков возникли проблемы и разработка превратилась в долгострой).

Впрочем, есть и более трезвые отзывы. Кто-то называл игру «симулятором школьника» — я сначала решил, что это сарказм, но нет, оказалось совсем не сарказм. В игре (главный герой — ОЯШ, обычный японский школьник) придётся записываться в спортивные секции, выбирать, что делать после школы, общаться с одноклассниками, выстраивая с ними «социальные связи», слушать нудные лекции неадекватных учителей (слава Богу, не по 45 минут) и слушаться запретов опекуна — не выходить на улицу, когда стемнело. А! Ещё придётся найти себе работу, чтобы трясти деньги не только с убитых монстров — а это на экипировку нормальную не хватит.

Впрочем, создатели игры утверждают, что они делали RPG. Ну, точнее, jRPG, где буква «j» в названии означает «some Japan shit». Действительно, в игре придётся бегать по рандомно генерируемым подземельям и мочить всяких тварей в пошаговом режиме. И всё ради того, чтобы расследовать серию загадочных убийств, которые происходят не без «помощи» потустороннего мира «в телевизоре».

Всё бы ничего, было бы даже интересно, если бы создатели не усложнили всё, что нужно было упростить. Ладно уж, все привыкли к длиннющим диалогам в японских играх. Не нравится тебе читать больше, чем играть — не играй в японское (если это не игры Nintendo — там можно вообще не читать). Но боевая система в P4G — это какой-то мрак. Чтобы разобраться с ней, нужно доползти практически до середины сюжета, который, наверное, именно для этого еле-еле раскручивается. Видимо, далеко не все японцы в курсе, что играть в игру должно быть интересно с самого начала, а не к середине. Хотя, к середине там такой треш и угар, что в трезвом состоянии типичному европейцу не осилить.

«Персона», кстати, это что-то вроде альтер-эго героев игры. Только этих Персон можно миксовать, прокачивать, находить, — в общем, менять своё альтер-эго что ли.

Помимо этого, можно драться и самому — вооружившись игрушечной катаной, к примеру. Некоторым монстрам игрушечная катана вмазывает не хуже супер-пупер-магии.

Вдобавок есть куча различных модифицирующих карт — кстати, разработчики бы сильно упростили и себе и другим жизнь, если бы сделали просто карточную RPG (а-ля настольную), пусть и с трёхмерной анимацией для раскрутки сюжета. Но нет. Тут и карты и подвластные героям юниты и сами герои и симулятор школьника и визуальная новелла — короче, впихнули всё, что можно в одну игру, авось что-то да понравится игрокам.

Так что, я думаю, многие рецензенты просто получили какой-то подпольной доставкой огромные порции некой волшебной жижи, которая, при регулярном употреблении до и после еды, превращает Persona 4 Golden из чересчур запутанной и скучной игры с бредовым сюжетом, в гениальную RPG, лучшую в жанре. А я вот купил эту игру в онлайн-магазине Sony PlayStation Store и, видимо, поэтому мне жижи не досталось. А как дальше играть без неё — не понимаю.

Музыка

Отдельного внимания заслуживает музыка к игре. Журналисты, которым волшебная жижа досталась в нереальных объёмах, писаются кипятом от записанных треков. Ну а я, обделённый галлюциногенами, снова поворчу. Да, мелодии вроде неплохие и аранжировки тоже ничего. Точнее, ничего особенного для типично японских игр. Но мне, кстати говоря, японская игровая музыка обычно даже нравится, умеют они делать и мясисто и мелодично одновременно. Не без соплей, впрочем.

Но вот зачем здесь нужны именно песни, я не понимаю. Традиционно, в играх подобных жанров используется инструментальная музыка — и эта традиция продиктована вовсе не одними только ограничениями старых платформ. Т.к. игрок в одной локации может находиться достаточно долго и часто, песня ему просто надоест. Ненавязчивый инструментал воспринимается проще, хотя это вообще отдельный талант — писать музыку к играм. Так, чтобы было интересно послушать и отдельно, но чтобы именно ненавязчиво воспринималось в игре.

Песни в P4G меня убили наповал сразу. Сначала я даже подумал, что это нечто бессвязаное вроде случайно подобранных английских слов, перемежающихся отборной японской нецензурной бранью. Погуглил — оказывается, у песен есть вполне осмысленные тексты полностью на английском языке. Только без текстов расслышать, что там лопочет вокалистка, невозможно, если вы не японец и не анимешник.

Итого

Я знаю о японских играх не только по Final Fantasy. Когда-то я уже писал о действительно гениальной игре: Virtue's Last Reward, вышедшей изначально, что характерно, для консолей Nintendo. Да, визуальная новелла с длиннющими диалогами, но простая в освовении и при этом интересная и даже сложная по игровой механике, с великолепным и не слишком-то «обкуренным» сюжетом, хорошо прописанными характерами персонажей и всё такое.

От Persona 4 Golden я ждал чего-то похожего. Пусть другая механика — не страшно, я иногда даже люблю RPG. Но это совсем не тот случай. Не проблема разобраться со сложной механикой, если ты действительно играешь в какую-то настолку от партии к партии. Не справился? Окей, давай ещё по партеечке — так постепенно научишься. Но здесь…  Мне бы правда очень хотелось бы взглянуть на P4G глазами обдолбавшегося волшебной жижей игрожура — наверняка, ведь, интересно, раз игру преподносили как лучшую на PS Vita (не лучшую RPG, а лучшую вообще), как гениальную RPG, как флагман японских игр… Но не получается.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс