Fallout 3: эффект Манделы

Поделиться в соцсетях

Ответьте быстро: какая игра получила более восторженные отзывы критиков — Fallout 3 или Fallout: New Vegas? Если вы выбрали New Vegas — поздравляю, вы пали жертвой эффекта Манделы. Как и я сам.

Эффект Манделы заключается в ложной памяти множества людей. То есть, когда довольно большая группа людей помнит что-то, чего на самом деле не было или было совсем не так. Вот тут можно почитать подробнее.

Как мне кажется, история с Fallout 3 и Fallout: New Vegas — это классический эффект Манделы. Я (и не только я) был уверен, что Fallout 3 была крайне прохладно встречена критиками и потому Bethesda поручила создание новой части, вроде как исправление над ошибками, команде Obsidian. И типа New Vegas уже был «тру» и его как раз обласкали.

Но на самом деле всё было совсем не так. Однако прежде чем перейти к сути и разоблачению всемирного заговора, расскажу свою хронологию.

Вообще, игры Fallout я никогда особо не любил. У меня было несколько пунктиков в отношении игр: неприятие сеттинга США 50-х годов, неприятие пост-апокалиптического сеттинга. В общем, Fallout выбивал дабл-страйк. Я даже как-то снимал видео, где рассказывал, почему не буду играть в 4-ю часть.

Вот это был переломный момент, конечно в отношении к сеттингу (скрин из Mafia 2).

Ранее я пытался поиграть в Fallout 3 — давно, ещё на PlayStation 3. Надо сказать, что версия игры для PS3 была худшей из всех (баги, низкая производительность). Просто я не так давно прошёл Oblivion и мне хотелось чего-то такого же, но другого, а Skyrim ещё не вышел. Игра мне не понравилась — во-первых, она слишком сильно напоминала Oblivion (движок тот же самый, до мелочей — даже вот зум на портрете собеседника), во-вторых — см. выше, мои пунктики.

Собственно, с пунктиками я расставался медленно и постепенно. Сначала увлекла Mafia 2 и я смог перетерпеть неприязнь сеттинга США 50-х. Затем, уже позже, я таки попробовал Fallout 4 — и внезапно даже проникся. Хотя, в целом, конечно, 4-я часть слабовата. И героя там совершенно зря «оживили» — молчаливый герой, которого и лица не видно, действительно позволяет лучше ассоциировать себя с ним. То есть, когда я играю в «Ведьмак 3» — я лишь управляю Геральтом. Когда я играю в Skyrim — я и есть Довакин.

В общем, спустя какое-то время я был готов поиграть в New Vegas. Почему именно в него? Ну как-то вот так ссформировалась ложная память, что 3-ю часть все обругали, а New Vegas был исправлением ошибок. Уже не знаю даже, как так получилось.

В целом, New Vegas мне поначалу даже понравился. Ну как поначалу… после того, как я вышел из стартовой локации. Тут давайте сразу пожалуюсь: Док Митчел — скучный старикашка. Создание персонажа через диалог с ним — явно неудачный выбор. Стартовая локация пустовата. Выход из стартовой локации, когда при пересечении невидимой черты ты можешь пересоздать персонажа — тоже неубедительная штука.

Типичный вид на Пустошь в NV. Большое жёлто-серое ничего. Только статуи вдали и привлекают внимание.

Впрочем, когда я вышел из стартовой локации стало не особо лучше. Пустой мир, в котором ничего толком нет. Один-единственный крупный город, в котором тоже толком ничего нет. Но меня вела миссия — найти своего обидчика.

Fallout: New Vegas кончился для меня, когда я убил Бенни. Я просто не понимал — а зачем играть дальше? Да, у меня есть какие-то там квесты, но полностью пропала мотивация. В Skyrim ты убиваешь Алдуина в конце сюжета, причём, это даже не последний дракон, которого ты можешь убить (но я не стал). В Oblivion ты полностью расправляешься с Даэдра только в самом конце. А в New Vegas гештальт закрывается слишком рано. Кто-то нашёл себе дальнейшую мотивацию и продолжил играть, но мне уже было скучно. Мирового господства мне не надо, против мистера Хауса ничего не имею (он мне жизнь спас, в конце-концов), Легион мне до лампочки, а дамбу я в гробу видал — это не моя война.

Нью-Вегас в New Vegas. Широкие проспекты лишь подчёркивают царящую повсюду пустоту.

Вчера же я решил запустить Fallout 3. Признаюсь, только начал играть. Причём, начал потому, что именно эта часть получила высокое разрешение на Xbox One X. Я ещё, помнится, сокрушался, что не New Vegas…

Типичный вид на Пустошь в Fallout 3. Глаз цепляется за детали в любой части кадра.

Однако что я заметил сразу — насыщенный мир. Хотя бы чисто внешне — смотришь на него с горы, и уже думаешь, что вон туда бы сходить, а потом вон туда, проверить те развалины. Второе — интересная завязка. Вот правда интересная, особенно после разговора с Мориарти в баре. Понятно, что это всё скандалы-интриги-расследования, но всё же надо ведь разобраться?

Мегатон в Fallout 3 (город почти в самом начале). В тыщу раз интереснее, чем любое поселение в NV.

Впрочем, как я уже сказал, я только начал, а потому сам оценивать пока ничего не буду. Дело в другом. Я полез смотреть оценки Fallout 3. И что я нашёл…

 

Как так? Не может быть! Здесь какая-то подстава. Наверное, оценки перепутаны. Мы же помним (Эффект Манделы), что Fallout New Vegas лучше! Давайте посмотрим Википедию:

Слева — оценки Fallout 3, справа — Fallout: New Vegas.

И здесь с оценками какая-то путаница, наверное… почитаем-ка описание Fallout 3:

Что? Игра года? Да вы издеваетесь!

Все сильные стороны первых частей! Вот это удар! (Впрочем, справедливости ради, Игромания была, наверное, единственным российским изданием, кто поставил New Vegas ниже Fallout 3).

А как же тогда разработка New Vegas? Почему Bethesda поручили её другой студии? А всё элементарно. Они просто были заняты разработкой Skyrim — одной из величайших игр всех времён и нордов народов.

Вот такие дела. Пойду-ка дальше проходить Fallout 3…

Жду, когда дойду до этой локации в Fallout 3… (да, в Fallout 4 есть похожие места)